Руководитель татарстанского отделения Социально-экологического союза Неля Биктимирова:
«В ходе слушаний 30 июля министр транспорта Ленар Сафин утверждал, что будут построены даже сусликопроводы. В комментариях СМИ представители миндортанса РТ говорили о том, что предложили «Скоростным магистралям» эстакадный вариант строительства, при котором пути пройдут над землей и не пострадают ни люди, ни природа. Ну, а на деле мы видим, что республиканские власти решили просто вывести ВСМ из-под действия законов. Введение некоего упрощенного механизма изъятия земель означает, что заказчики и реализаторы проекта не будут стараться находить компромиссы с владельцами и пользователями земель, не будут стараться свести к минимуму воздействие на природные территории. Они просто будут быстро, прямолинейно и без оглядки строить свою ВСМ, целесообразность которой для многих вообще под вопросом.
В частности, упрощенный механизм изъятия земель лесного фонда означает для нас упрощенный механизм вырубки лесов, которых в Татарстане и так нет. А расширение условий для изъятия земель «иными обстоятельствами, установленными субъектами РФ» откроет, на мой взгляд, широчайшие возможности для манипуляций с землей.
Кроме того, вызывает недоумение предложение Татарстана о начале уже в этом году подготовительных работ под освоение территории — вырубку леса, временные подъездные дороги. Проект ВСМ еще не готов, маршрут, как неоднократно утверждали в миндортрансе РТ, окончательно не утвержден, оценка воздействия строительства на окружающую среду на этапе проектирования не произведена, общественные слушания в районах республики не проводились. А они уже лес вырубать собрались".
Эксперт программы по особо охраняемым территориям «Гринпис России», юрист Михаил Крейндлин:
«Скорее, всего законопроект, упрощающий на федеральном уровне процедуру изъятия земель при строительстве ВСМ, появится. Так было и перед стройкой Олимпиады. Тем более, что уже достаточно давно «РЖД» говорит о возможности принятия документа, упростившего бы строительство ВСМ на всех уровнях. В последнее время очень поддерживаются проекты, которые имеют явный приоритет для российских властей — это и саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу 2018 года. Во всех этих случаях власти упрощают согласование изъятия земель и ограничивают действие федерального законодательства. Но при строительстве первой ВСМ — от Москвы до Санкт-Петербурга земли изъяты были, а дорога так и не была построена.
В этом случае, она, скорее всего, появится, потому что местные власти заинтересованы в появлении ВСМ. Но возникает другой вопрос — экологических издержек, ведь известно, что дорога пройдет по природоохранным территориям. Обойдет она их или нет — еще не известно, документ с момента последних слушаний никто больше не видел. Но из того, что было раньше, ясно, что магистраль проходит по большому количеству лесов, где такое строительство запрещено законом".
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: