6 ноября. Казань. Улица Баумана. Запутавшись в череде не до конца понятных праздников (каждый в эти дни отмечает что-то свое), люди не торопясь прогуливаются по центру города. Примерно в два часа дня на улице появляется несколько дедушек-баянистов. Некоторые прохожие, очевидно в надежде найти ответ на сакральный вопрос «что празднуем?» следуют за ними. Останавливаются музыканты аккурат около часов в самом начале улицы — здесь уже собралось 30−40 человек, многие с зелеными и красными воздушными шарами, флагами с татарстанским триколором и белым барсом. Из чуть хрипящих колонок звучит татарская музыка. Из уст собравшихся слышна тоже исключительно татарская речь.
— Мама, а что тут происходит? — спрашивает мальчик лет пяти у своей матери. Они только что вышли из кафе и видно, что мальчик несколько напуган увиденной толпой и шумом.
— Это сабантуй, сынок. Праздник такой, — отвечает мать.
Все же, она была не совсем права. Митинг посвящен важной дате — 6 ноября 1992 г. была принята Конституция Республики Татарстан. Это та, которая «выражает волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа». Но, поскольку мероприятие было организовано в том числе и силами организации «Азатлык», которая известна националистическими настроениями, то про «многонациональный народ» тут старались не упоминать. На всякий случай даже на русском не разговаривали.
Поэтому тем прохожим, которые татарского не знают, так и не суждено было понять, что же все-таки происходит. Все, что такой прохожий мог почерпнуть из раздававшейся всем татароязычной газеты «Азатлык Буыны», это то, что «Азатлык» объявил 2013 год — годом не змеи, но хана Батыя.
Тем временем, количество митингующих возрастало, процент присутствующих пенсионеров увеличивался. Организаторы подключили микрофон и один за другим к нему начали выходить активисты, повторяя, по сути, те вещи, которые звучат на пикетах «Азатлыка» всегда. Это можно было понять даже по отдельным словам, очевидно, не подлежащим переводу на татарский. «Идентичность» — это про утрату татарским народом идентичности ввиду засилия русских; «репрессии» — это, очевидно, про проблемы с властью. Чуть позже митингующие развернули большой плакат, где все эти тезисы были указаны.
Далее к микрофону вышел Наиль Набиуллин, лидер движения «Азатлык». Он говорил что-то про фашистов, про «ярусских», отчаянно при этом жестикулируя. Про конфликты националистов (татарских и русских) и про личные счеты Набиуллина в интернете писалось не раз. Недаром, еще до митинга была информация, что собрание это проводится как ответ на «русский марш». «Всем этим фашистам, — кричал Набиуллин — нам есть что ответить! Это всего одно слово — АЗАТЛЫК». Толпа, которая к этому моменту насчитывала уже человек 60, в едином порыве поддержала оратора и тоже начала скандировать. Безусловно, интересно было наблюдать, как бабушки и дедушки кричат название молодежной организации… Возможно, так они показывали веру в молодое поколение.
В целом, сценарий, по которому развивался митинг, в чем-то действительно напоминал сабантуй. И, после длинных речей о политических и социальных проблемах, до микрофона наконец дорвались… баянисты. Под национальные мелодии бабушки из первых рядов начали исполнять народные танцы. Вскоре к ним присоединились и дедушки. Даже сам Набиуллин показал несколько танцевальных финтов.
Попытка поговорить с одной из бабушек — уж очень здорово та танцевала и энергично трясла кулаком в знак согласия с речами выступающих — успехом не увенчалась. По-русски бабушка разговаривать наотрез отказалась. Но кулаком, на всякий случай, пригрозила.
Александр Левин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: