Выставкой французских импрессионистов в Казани досрочно «открыли» Год культуры в России. 11 октября в центре «Эрмитаж-Казань» заработала экспозиция из собрания Государственного Эрмитажа, по случаю чего в столицу Татарстана приехал министр культуры России Владимир Мединский, так как «за право проведения выставки насмерть боролись бы лучшие музеи мира», считает он.
«Я скажу честно, мы хотели эту выставку задержать на три месяца, чтобы с нее начать Год культуры. Это было бы достойное начало, потому что выставки такого масштаба просто не было в России никогда. Мы обменивались с вашим премьером в шутку, что, если разделить эту выстаку на пять частей, то каждая из них может стать главной выставочной звездой Года культуры в России. Это выставка, за право проведения которой боролись бы насмерть крупнейшие музеи мира. У которой, даже если посмотреть на это с коммерческой точки зрения, такая высокая стоимость, что никто не отважился бы ее вывезти за здание Эрмитажа, если бы не государственная гарантия республики. Это выставка, которая не имеет цены», — сказал он на отрытии.
Всего в Казань привезено более 150 произведений импрессионистов, среди которых, наряду с живописью, французская печатная графика последней трети XIX века, декоративно-прикладное искусство эпохи модерна. Из Эрмитажа вывезли знаменитые «Стог сена в Живерни» и «Поле маков» Моне, «лестничный» диптих Ренуара, картины Сезанна, Писсарро, Сислея, Синьяка, Матисса.
По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, выставка получилась «очень умной».
«Импрессионисты и их эпоха» — это очень «умная» выставка — она рассказывает об импрессионистах в контексте эпохи — те художники, которые творили рядом, та культура, которая родилась из культуры импрессионизма. Вместе — это Франция 19 века. Это величайшие имена — целая серия картин Ренуара — исключительны. Это самый знаменитые «Стог сена» и «Поле маков» Моне, это удивительный Синьяк, потрясающий Писсарро, ранний Сезан, ранний Матисс. И то, что важно с музеологической точки зрения, здесь собраны вещи из разных коллекций. Это и знаменитые коллекции Щукина и Морозова, коллекции так называемого «перемещенного искусства», которые были перевезены из Германии и показываются только в России, только в Эрмитаже, и Казань — единственное место, куда мы ее привезли. Это и личная коллекция Александра III", — рассказал Михаил Пиотровский.
Выставка, по его словам, стала только частью той большой деятельности, которая происходит в Казани сейчас: компьютерные классы, виртуальные музеи, лекторий, сотрудничество с университетами.
«Сегодня мы передавали археологическому музею реставрированную Эрмитажем вазу 19 века из Биляра. Мы обсуждали международные проекты, потому что Казань является сетью международных центров Эрмитажа, выставку Музея Виктории и Альберта, которая следующей может быть, и Британский музей, много чего. Выставка, которую мы сегодня представляем, ни разу не выезжала за пределы Москвы и Санкт-Петербурга в России», — заявил он.
Из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения, все картины перевозили в автомобилях с беспрецедентными мерами безопасности. Как рассказал директор Эрмитажа, всю дорогу каждые четыре часа он получал сообщения о том, как происходит трансфер. Не разглашая стоимости проекта, власти республики заметили, что сумма гарантий — баснословна.
«У Станиславского есть знаменитая фраза „Не верю“ — она до сих пор во мне. Потому что даже с первой идеи Михаила Борисовича я подумал — не может быть. Потом, когда шла переписка, и когда увидели баснословную сумму гарантий — не верил. И даже сейчас, честно вам сказать, когда перечитывал имена величайших художников — это ощущение до сих пор. Я еще приду на выставку на выходных с семьей, но не верю, даже стоя сейчас перед вами. Потому что событие, которое сегодня происходит в Казанском Кремле, могло бы стать таким же важным для любой европейской столицы», — сказал премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков.
«Слово „импрессионисты“, в свое время, было чуть ли не ругательным, потому что они взламывали систему и показывали совершенно новый подход в живописи и скульптуре. Говорили, что, посмотрев на картины импрессионистов, у людей во лосы встают дыбом от ужаса и возмущения. Сейчас тоже, если вы посмотрите на эти картины, у вас мурашки пойдут по коже, но это будут мурашки от восхищения. Мы все-таки не стали оттягивать удовольствие на три месяца и сейчас все казанцы смогут насладиться выставкой», — подытожил Владимир Мединский.
Выставка «Французские импрессионисты и их эпоха» открыта в центре «Эрмитаж-Казань» до 25 февраля.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: