— Артем Николаевич, Вы помните свой первый визит на остров и первые впечатления?
Первый визит на остров я, боюсь, не вспомню, по причине того, что начал ездить сюда в глубоком детстве с родителями. Из школьных впечатлений вспоминаются заросшие полынью и сорняками пространства, размываемый водами Свияги берег с торчащими из него гигантскими древними бревнами, обломки большого железного штурвала от парохода, валявшиеся в кустах на берегу, и душевнобольные психиатрической клиники, размещавшейся в Успенском монастыре — он тогда представлял печальное зрелище.
— Чем Вам сейчас интересна работа на острове, уже изменившемся, большей частью возрожденном?
Древние китайцы, как известно, считали самым большим проклятьем «жить в эпоху перемен». Но мне интересны перемены, движение, пусть иногда с ошибками, но вперед. Приходится каждый день находить выход из нестандартных положений, решать самые разные вопросы, мне это нравится, я этим и живу.
— Вот об этом и давайте поговорим: о переменах… Приезжим, людям с «большой земли» видится одно, жителям острова, наверное, совсем другое. Сейчас общим местом стала так называемая коммерциализация острова: о ней пишут в СМИ, социальных сетях. Приезжих зачастую задевает широкий спектр платных услуг, развлечений, появившихся на острове. Казалось бы, стандартный туристический набор, но почему-то именно на острове он многим кажется неуместным. Как Вы лично к этому относитесь?
Конечно, коммерческая деятельность должна регулироваться с тем, чтобы не превратить памятник истории и культуры в некий балаган развлечений, подстраивающийся под иногда, увы, невзыскательные вкусы публики.
С другой стороны, необходимо понимать, что полное отсутствие коммерции невозможно в условиях рыночной экономики. Это решает проблему местной безработицы, кроме того, услуги, связанные с питанием, например, вызваны просто жизненной в них необходимостью: их наличие — это стандарты туризма.
— Как в последнее время изменились в целом настроения коренных жителей, атмосфера на острове?
Я считаю, и это не только моё мнение, что атмосфера и настроение жителей меняются к лучшему — есть работа, удобства для жизни, отремонтирована школа и детский сад. Для человека трудового все условия — живи, работай в радость.
— Островитяне уже привыкли к потоку туристов?
Учитывая, что почти половина трудоспособного населения Свияжска занята в музее или сфере обслуживания туристов, к потоку приезжих местные жители относятся хорошо. Конечно, вызывает досаду навязчивость и любопытство некоторых туристов, залезающих с фотоаппаратами чуть ли не в огороды без спроса, или вызывающее поведение, но это, в целом редкость, и думаю, вызывало бы такое же возмущение у любого человека.
— Пару лет назад я видела в музее выставку рисунков школьников. Судя по работам, уроки ведет неординарный учитель. Можно несколько слов об этом человеке?
С детьми рисованием занимается матушка Людмила — супруга отца Сергия, настоятеля свияжской церкви царей Константина и Елены. Конечно, именно благодаря ее таланту педагога и любви к острову, многие дети раскрыли свои дарования.
— Есть среди коренных жителей острова исключительные люди (умельцы, творцы
Для меня все жители Свияжска настолько замечательные и особенные, каждый по своему, что я не могу выделить ни одного из них особо, чтобы не забыть кого и не обидеть других.
— Специалистов для работы в музее из Казани выписывали?
Да, в музее работают научные сотрудники из Казани. Вообще проблема кадрового обеспечения — одна из самых актуальных для нашего музея, да и для других учреждений культуры. К сожалению, общий уровень падения образования и культуры в России привёл к тому, что найти подготовленного и ориентированного на научно-исследовательскую деятельность специалиста, обладающего необходимыми для самостоятельной работы навыками, крайне тяжело. Представителей некоторых музейных профессий, таких как реставраторы, например, готовят исключительно в столичных институтах, и они там же, в столицах, как правило, и остаются.
Коллектив нашего музея сейчас очень невелик — около 40 человек, по сравнению с расчетными для подобного музея 160 сотрудниками, поэтому, конечно, работы у каждого очень много.
Ситуация в Свияжске осложняется тем, что на острове отсутствует жилье для научных сотрудников музея. Микроскопическая музейная гостиница, не может обеспечить необходимые условия для проживания, тем более постоянного. Поэтому люди приезжают сюда для работы «вахтовым методом» самыми разными способами: иногда я вожу на автомобиле, иногда другие сотрудники, бывает, что приходиться ехать на электричке до станции, а оттуда добираться самостоятельно. Надеюсь, эта проблема разрешиться, когда у музея появится вахтовый автобус для доставки сотрудников из Казани.
— С другими музеями страны сотрудничаете?
Да, в этом сезоне работали две выставки, подготовленные нами вместе с коллегами из других музеев. Первая — это выставка советских антирелигиозных плакатов из собрания Музея истории религий Санкт-Петербурга. Этот период — часть нашей истории и замалчивать его вредно и бессмысленно. Но, конечно, при решении об экспонировании мы посоветовались с представителями церкви, в том числе и настоятелем Свияжского монастыря — порадовало полное взаимопонимание.
Вторая совместная экспозиция — «Путь изразца». В этом большом проекте участвовали наши коллеги — музеи Казани, Нижнего Новгорода, Москвы, частные коллекционеры. Выставка рассказывает о развитии русского изразцового искусства с 16 по 18 века, о движении мастерства по Волге, от Московского Ново-Иерусалимского монастыря, через Ярославль, Балахну, Нижний Новгород к Свияжску, Казани и Булгарам.
В ходе подготовки выставки нам удалось обнаружить в фондах нашего партнёра — Национального музея Татарстана — интереснейшие изразцы 18-го века с этикетками Казанского археологического общества, середины 1880-х годов, найденные в то время при раскопках на территории Болгара.
— Нынче заметным событием стала работа в Свияжске театральной лаборатории
Да, у нас работала Театральная лаборатория театров малых городов, проводимая под эгидой Государственного театра наций (г. Москва) под руководством Евгения Миронова и гастроли ижевского театра-студии Птица. Работавшие здесь московские режиссеры настолько загорелись Свияжском, что высказали идею о ежегодной театральной лаборатории. Так что, надеемся, театральный Свияжск будет радовать гостей новыми постановками. К слову, остров — это родина известной русской актрисы начала XX века Валентины Веригиной.
— Каковы ближайшие планы музейной жизни: будут ли зимой открываться новые выставки, реализовываться проекты?
Осенью и зимой жизнь музея так же интенсивна, как и летом, поскольку со строительством подъездной дороги фактор сезонности уже не является критическим. Ближайшая выставка будет посвящена столетию Романовского железнодорожного моста через Волгу. Поднят большой комплекс документов, касающихся его постройки, а также роли выдающегося русского архитектора Щусева в разработке проектов зданий и сооружений Московско-Казанской железной дороги.
Зимой также будут открываться новые выставки, и проводиться праздники — Новый год, Масленица и так далее. Обо всех этих событиях можно будет узнать на официальном сайте нашего музея ostrovgrad.org.
В конце октября в день Памяти жертв политических репрессий в залах музея состоится камерный концерт ансамбля «La Primavera», посвященный памяти политических заключенных свияжских тюрем и лагерей.
— Что представляет собой сейчас музей?
Сейчас в состав музея входят четыре здания комплекса казенных сооружений — там расположен Музей истории Свияжска. Выставочный зал открыт в здании бывшей водокачки 19 века. Также в структуре музея здание будущего музея гражданской войны в Поволжье — так называемый «Дом с колоннами», Троицкая деревянная церковь, здания фондохранилища, конференц-центра, музейной гостиницы, четыре здания комплекса бывшей земской больницы Свияжска, территория яблоневого сада, руины храмов, археологическая зона в районе речного вокзала.
Планируется передача музею ещё нескольких зданий и территорий. В плане структурного развития нам предстоит создание многих отделов — реставрационного, отдела музейной педагогики, IT- отдела и так далее. Надеемся, наши планы в этой об ласти найдут поддержку у руководства, поскольку обеспечить предоставление качественных услуг может только музей, построенный на принципах современной подачи материала.
— В процессе его создания Вы говорили о концепции не только исторического, но актуального музея — во что в итоге выкристаллизовались эти задачи?
В настоящий момент очевидно, что строительство или приспособление под, как вы говорите, «актуальный музей» здания в Свияжске практически нереализуемо по ряду причин, да и просто в этом нет необходимости. Поэтому актуальные формы искусства найдут себя в форме лэнд-арт фестивалей, перформансов и выставочных проектах. Не думаю, что Свияжск с его богатой историей и архитектурным наследием нуждается в массированном привнесении дополнительных элементов показа.
Надо деликатно подходить к этому вопросу, чтобы не перебарщивать в стремлении найти путь к сердцу и голове современного зрителя — у нас все-таки не телевидение, а музей, с совершенно иными фундаментальными функциями и задачами.
— Как складывается ситуация с присвоением объекту (территории) статуса ЮНЕСКО?
Идет планомерный рабочий процесс. Около месяца назад приезжали сотрудники ЮНЕСКО, состоялся подробный разговор и по Булгару, и по Свияжску, планируется большая рабочая миссия специалистов ЮНЕСКО в Свияжск в следующем году.
Сейчас важно продолжить процесс наблюдения международных специалистов за процессами в Свияжске и правильно подготовить материалы номинации, с учетом высказанных рекомендаций.
— Какие работы в сфере реконструкции, реставрации объектов наследия сейчас продолжаются на острове?
Конечно, самые масштабные работы связаны с реставрацией фресок Успенского собора и археологическими исследованиями Свияжска. Сама специфика этих работ предполагает, что они выполняются в течение достаточно длительного периода, поэтому они будут продолжаться ещё долго в обозримом времени. Продолжается реставрация комплекса зданий бывшей уездной больницы Свияжского уезда, завершается реставрация и приспособление здания бывшей водокачки, начинается реставрация «Дома с колоннами». В последующие годы предстоит отреставрировать ещё около десятка памятников архитектуры, в основном гражданской застройки Свияжска 19-го века.
— Что интересного удалось обнаружить археологам за последнее время?
В районе зоны речного вокзала Свияжска продолжаются масштабные археологические работы. Главным результатом недавних раскопок стало выявление остатков зданий и сооружений 16-го и первой половины 17-го столетий, прекрасно сохранившихся в «мокром» археологическом слое этой части Свияжска. Сейчас мы можем наглядно увидеть планировку улиц и домов древних жителей городского посада.
Раскопки в Свияжске, по словам учёных, буквально переворачивают наши представления о жилищах того времени. Важным является тот факт, что вся археологическая древесина в Свияжске имеет достаточно точную датировку и представляет гигантский интерес в плане создания банка данных по древесине 16−19 столетий. Планируется музеефикация этого раскопа и создание музея, который станет первым в сегодняшней России подобным музеем.
— Находки пополняют только коллекцию местного музея или некоторые покидают остров?
Все, что находят в Свияжске в течение последних лет, попадает в коллекцию свияжского музея. Хорошие собрания предметов, связанных со Свияжском, имеются в других музеях, в том числе и музеях Татарстана, но эти коллекции сложились еще в 20-ом веке. К сожалению, вещи, не попавшие в свое время в музей, оказались расхищенными и утраченными, разошлись по частным коллекциям. Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям республики с просьбой известить наш музей об имеющихся у них материалах или предметах, связанных со Свияжском. Нас интересуют не только произведения искусства, но и документы, фотографии, буквально всё, что связано с уездом и Свияжском.
— Артем Николаевич, какова коммерческая сторона жизни музея: удается ли зарабатывать?
Источник финансирования музея — это бюджет, гранты и выручка от билетов. С ростом посещаемости, естественно, доходы растут, но это не миллионные прибыли, поскольку извлечение дохода не является главной задачей музеев. Практически все средства уходят на благоустройство, выставочные проекты и доплаты к небольшим
зарплатам сотрудников музея.
— Если вернуться к началу разговора и теме самоощущения, профессионального и личного. Чего Вам сейчас не хватает в Свияжске?
Не знаю, что и ответить… Отвечу старой поговоркой: «бойся своих желаний — они сбываются». Лично мне ничего не нужно, я непритязателен. А то, что надо сделать еще для дела — это я бесконечно могу перечислять, лучше не буду утомлять читателей.
Беседовала Нина Максимова
Фото — Эдуард Хайруллин, «Свияжск. Монологи»
Фото — страница Артема Силкина в Facebook
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: