Министерство финансов обнародовало полную версию отчета экспертов об эффективности бюджетных расходов. По просьбе президента, экономисты ВШЭ и РАНХиГС разработали рекомендации по оптимизации трат. Со многими из них Минфин согласился: доклад с предложениями уже направлен Владимиру Путину. Часть рекомендаций министерство смягчило или отправило на доработку. Но самые дерзкие в итоговый документ не попали.
Эксперты проанализировали 13 главных расходных статей бюджета. В том числе — секретные траты Минобороны, где обнаружились самые неожиданные цифры. В результате экономисты нашли способ сэкономить едва ли не половину всех нынешних расходов (даже без учета мер, выгоду от которых невозможно просчитать). А высвободившиеся деньги потратить более эффективно.
«Надбавка за секретность»: Минобороны — больше 8 трлн. рублей «неэффективных» трат
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
- открытие и инвентаризация секретной части расходов (в 2013 году они превышают 14\% общих расходов федерального бюджета) без привязки к конкретным мероприятиям и объектам;
- сокращение числа подразделений, дублирующих друг друга по функциям;
- сокращение средств на оснащение и развитие вооруженных сил в пользу увеличения довольствия военнослужащих;
- создание в Минобороны статистического отдела численностью 50 человек.
Рекомендации, направленные на доработку:
- перенос сроков реализации отдельных мероприятий Государственной программы вооружений за 2016 год; (планируемая экономия в 2014—2016 годах — от 250 млрд до 1,155 трлн рублей);
- отказ от кредитных схем при реализации Государственной программы вооружений.
Рекомендации, не одобренные Минфином:
- снижение целевого показателя Государственной программы вооружений до 2020 года с 70\% мировых вооружений до 50\% (экономия в 2016—2020 годах — 5,7 трлн рублей);
- сокращение численности военнослужащих по призыву с перераспределением средств в пользу служащих добровольно.
Пенсии как стимулятор труда
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
- постепенное повышение пенсионного возраста (когда и насколько его следует повысить, эксперты не указывают); Минфин предлагает повышение только для женщин — с 55 до 60 лет — к 2029 году;
- повышение минимального стажа для получения трудовой пенсии с 5 до 15 лет (постепенно в течение 10 лет);
- введение минимальной суммы взносов для получения трудовой пенсии (размер привязан к МРОТ и рассчитывается за весь период трудовой деятельности);
- возможность отсрочить начисление пенсии ради ее увеличения в будущем (в пределах не более 5−10 лет);
- возможность увеличения страховой части пенсии для тех, кто зарабатывает больше среднего, — повышение верхнего предела доходов, от которых зависит будущий размер страховой пенсии, с 160\% средней заработной платы (в 2013 году — это 47,3 тысячи рублей в месяц) до 250\% (Минфин предлагает 230\%);
- отмена индексации страховой части пенсии работающим пенсионерам и перераспределение их страховых взносов в пользу неработающих;
- индексация фиксированной части пенсии в соответствии с инфляцией — вне зависимости от текущего уровня взносов в пенсионном фонде и роста зарплат — один раз в год вместо двух.
Рекомендации, направленные на доработку:
- индексация страховой части пенсии в зависимости от уплаченных страховых взносов и страхового стажа (Минфин предлагает ограничить индексацию уровнем инфляции плюс 2\%, но не более чем уровень роста заработной платы);
- лишение фиксированной части пенсии работающих пенсионеров с высоким уровнем зарплаты (ориентировочно 20\% всех работающих пенсионеров).
Рекомендации, не одобренные Минфином:
- повышение пенсии за стаж сверх 30 лет для женщин и 35 — для мужчин.
Материнский капитал не влияет на решение родить
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
- отказ от продления программы выдачи сертификатов на материнский капитал после 2016 года (300−330 млрд рублей);
- увеличение пособия для детей одиноких матерей с низким уровнем доходов с нынешних 7\% прожиточного минимума ребенка (в 2013 году он составляет 6757 рублей) до 50\% и до 25\% — на детей из прочих бедных семей (предполагаемый расход около 100 млрд рублей);
- переоценка реальных доходов семей, претендующих на пособия и льготы, по принципу вменения доходов трудоспособным неработающим членам семьи;
- введение обязательной профессиональной подготовки и лицензирования приемных родителей, получающих зарплату, с последующим преобразованием в институт временной семьи.
Рекомендации, не одобренные Минфином:
- расширение возможностей распоряжения материнским капиталом, включая расходы на лечение детей и родителей, приобретение транспортных средств и бытовой техники, а также предметов первой необходимости для новорожденных.
Образование недофинансировано
Рекомендации, включенные в доклад президенту:
- сокращение числа федеральных государственных вузов к 2016 году с 571 до 500;
- сокращение численности студентов в связи с изменением демографической ситуации и направление высвобождаемых бюджетных средств (к 2018 году — порядка 80 млрд рублей) на оплату труда профессорско-преподавательского состава вузов.
Рекомендации, не одобренные Минфином:
- увеличение расходов федерального бюджета на образование в 2014 году на 85,46 млрд рублей (0,12\% ВВП);
- увеличение расходов на переподготовку и повышение квалификации кадров, прикладные научные исследования;
- повышение уровня зарплаты преподавателей вузов до 200\% от средней по региону.
По материалам Slon.ru
Фото: РИА «Новости»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: