УФАС Татарстана готовит иск в Верховный суд РФ с требованием корректировки Российским союзом страховщиков (РСА) справочников, которые используются страховыми компаниями для расчета выплат по ОСАГО. Республиканские антимонопольщики продолжают затеянную более года назад тяжбу и готовы доказывать, что автовладельцы одного региона не должны «жить» по ценам другого.
Ранее 5 сентября Арбитражный суд Поволжского округа не удовлетворил кассационную жалобу УФАС по РТ и ФАС РФ по поводу справочников средней стоимости запчастей для ремонта в ОСАГО. В заявлении антимонопольная служба настаивала на наличии признаков нарушения порядка формирования справочников.
Еще в марте прошлого года УФАС по РТ признало Российский союз автостраховщиков нарушившим ч.1 ст. 10 закона о защите конкуренции. Причина — жалобы автовладельцев на заниженные выплаты по договорам ОСАГО в Татарстане (см. Дело РСА: «Почему Татарстан должен ориентироваться на цены Самары?»).
Расследование службы выявило, что при составлении справочников не учитывался тот факт, что ввиду экономического положения того или иного региона может возникнуть разница между стоимостью запчастей или работ и средней стоимостью в регионе, где оказывается услуга по ремонту автомобиля.
В УФАС говорят, что при формировании расценок составители справочников должны были опросить в Москве и Санкт-Петербурге не менее 15 магазинов запчастей, в городах-миллионниках — не менее 11, в центрах субъектов РФ — не менее 8.
По некоторым регионам, например, по Поволжскому округу, в который входит 8 субъектов, все расчеты производились по ценам Самары и Тольятти. Кроме того, не было выдержано то количество магазинов, которые должны были быть опрошены, поясняла и УФАС по РТ, подчеркивая, что в целом отклонение цен на ремонт по запчастям могло составлять до 30%, по материалам — до 25%.
Позиция антимонопольщиков была поддержана в Арбитражном суде Татарстана, однако Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Самаре и Арбитражный суд Поволжского округа ее не поддержали.
Глава РСА Игорь Юргенс, в свою очередь, говорит, что справочники соответствуют утвержденной Банком России методике определения размера расходов на восстановительный ремонт авто.
«Возможно, мнение УФАС рационально, однако, когда составлялись справочники, РСА действовал в соответствии с единой методикой, в которой эта позиция не была отражена на тот момент», — поясняет Юргенс.
При этом РСА не отрицает того, что единая методика требует усовершенствования. Наиболее существенные из предложений РСА по изменению единой методики касаются статуса первичных источников стоимостной информации. Так, например, при формировании справочника средней стоимости запчастей полноценными первичными источниками должны быть данные интернет-магазинов, поскольку все большая доля этого рынка уходит от «живых» авторынков и прилавков именно в интернет.
«Мы готовы обсуждать предложения по изменению действующей системы», — говорит Юргенс и кивает на ЦБ РФ, который утверждает единую методику.
«В случае, если в Верховном суде РФ будет принято решение оставить нашу жалобу на решения судов апелляционной и кассационной инстанции без удовлетворения, мы учтём выводы судов и вновь начнём производство по данному вопросу с целью добиться экономически обоснованных затрат потребителей на ремонт автотранспортных средств».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: