СКР по РТ сообщил о новых эпизодах в деле экс-главы Татфондбанка, депутата Госсовета РТ Роберта Мусина. 53-летнего опального банкира подозревают в крупном мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и отмывании денег. Возбуждено сразу 13 дополнительных дел. Все они связаны с хищением денежных средств Татфондбанком через вывод залогового имущества по ряду кредитных договоров. Общая сумма хищений превышает 18 млрд рублей.
СКР описывает схему Мусина так. Банкир и неустановленные должностные лица Татфондбанка, осведомленные о неплатежеспособности ТФБ и возможности отзыва лицензии, незаконно выводили залоговое имущество по кредитным договорам с банком. Подписывался договор о залоге акций, а затем — соглашения о расторжении договора о залоге акций. В результате часть кредитных обязательств перед банком оставалась без обеспечения, а перспектива их возврата временной администрацией за счет реализации залогового обеспечения по кредитным договорам снижалась.
В сообщении СКР в качестве примера фигурируют ООО «Весна» и Госжилфонд, которые по вышеописанной схеме нанесли имущественный вред АСВ более чем на 1,2 млрд рублей. Остальные компании СКР не озвучивает. «Реальное время» со ссылкой на собственные источники в ведомстве Павла Николаева называет в числе фигурантов Зеленодольский завод им. Горького, ПСО «Казань», Казанский хлебозавод № 3 и другие компании. А «Idel.Реалии» описывает схемы, по которым из Татфондбанка могли вывести около шести миллиардов рублей — высоколиквидные активы могли «продавать» аффилированным банкам.
Татфондбанк в лице конкурсного управляющего АСВ в настоящий момент пытается обанкротить десятки татарстанских компаний. В их числе — развлекательный комплекс «Ривьера», компании «Ипотека Траст», «Ритейл Шуз», УК «АктивАр», фабрики «Адонис» и «Спартак»… Через банкротство АСВ рассчитывает покрыть масштабные расходы на выплаты вкладов.
«Действия ПАО „Татфондбанк“ связаны с необходимостью поддержания баланса интересов кредитора. Немаловажными для банка являются репутационные риски, а также осуществление мер по контролю за банковскими операциями. Относительно дел, инициатором по которым выступает Татфондбанк, считаю, что механизм способен позволить АСВ произвести „финансовую очистку“ неблагополучных компаний, получить доступ к документам контрагентов банка и восполнить резервы и денежные средства, во многом заимствованные у ЦБ», — говорит арбитражный управляющий, член НП «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса» Антон Фурман.
«Так как в большинстве случаев банкротство кредитных организаций длится более 3−5 лет, меры, предпринимаемые АСВ в будущем могут принести результат в виде восполнение потерянных резервов, полученных траншей от ЦБ. Процесс о банкротстве способен восстановить ранее существовавшие между компаниями отношения путем признания недействительных сделок, истребования активов и поиска пропавших денежных средств у бенефециаров компаний», — полагает практикующий юрист в сфере банкротства Нина Казаева.
Читайте также:
Мусин и Ко: кого банкротит Татфондбанк
Интересно, что иск конкурсного управляющего Татфондбанка о банкротстве самого Мусина с размером требований в сумме почти 17 млрд рублей Арбитражный суд РТ пока оставил без движения — до 5 сентября истец должен предоставить корректные документы.
Ранее в июле фигурантами расследования стали члены семьи Роберта Мусина. Было возбуждено дело о легализации доходов, полученных преступным путем. Совместно с сотрудниками ФСБ установлены и изъяты учредительные документы зарегистрированных в офшорах юрлиц — на Кипре, в Белизе, Швейцарии, Люксембурге и на Виргинских островах.
«Анализ документов свидетельствует непосредственно о причастности обвиняемого Мусина, его супруги и несовершеннолетней дочери к деятельности по управлению указанными юридическим лицами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях», — пояснял следователь по особо важным делам СУ СКР по РТ Игорь Мухин.
Мухин говорил на судебном заседании, что Роберт Мусин — бывший министр финансов РТ, влиятельный банкир и депутат Госсовета — имел прямое или косвенное влияние примерно на 15\% экономики Татарстана.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов ПАО «Татфондбанк» был введен 15 декабря 2016 года. 3 марта 2017 года ЦБ РФ отозвал лицензию у Татфондбанка. Центробанк подал в Арбитражный суд Татарстана иск о банкротстве кредитной организации. 11 апреля Татфондбанк признали банкротом, а размер «дыры» в банке оценили в 118,3 млрд рублей.
Роберт Мусин находится под следствием, его арест продлен до 16 октября.
Дело Роберта Мусина по состоянию на 14 августа 2017 года — это 22 уголовных дела с ущербом почти в 51 млрд рублей. Все они объеденены в одно производство.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: