Новости
22 Июля 2013, 09:13

Один день из жизни аэропорта

Казанский аэропорт — пожалуй, объект, который максимально подвергся обновлению в связи с Универсиадой. Каждый может увидеть обновленный сверкающий фасад, но как проходит работа за его стенами - знают немногие. Что означает «хотэл» и «фокстрот» на языке синоптиков и о чем мечтают пилоты — портал TatCenter.ru узнал за один суматошный день в универсиадском аэропорту.

День начался далеко не в аэропорте. Как выяснилось, 97-й маршрут, который мог бы довести до пункта назначения, ходит там довольно редко. На помощь пришла скорая вахта, которая ничтоже сумняшеся подкинула меня до аэропорта. Получив пропуск, первым делом мне показали диспетчерскую — большую светлую комнату с видом на плац самолетов. Именно здесь диспетчеры следят за суточным планом прилетов-вылетов, рассчитывают ориентировочное время прибытия и координируют деятельность служб аэропорта.

Иногда возникают проблемы с бортовыми номерами самолетов, и диспетчеры высматривают его в бинокль.

Здесь используют факсимильную связь, поэтому среди бумаг без проблем удалось разглядеть важные рейсы. Например, Игорь Крутой прилетет на HYP 007.

По словам работников, панорамный вид на аэродром заменяет умные телевизоры — кроме обычной картинки пилот связывается с диспетчером по коммерческой связи для передачи информации. И уже служба информации передает информацию о времени прибытия рейса либо причине задержки диктору для ее озвучки в терминале.

Наряду с диспетчерами, не менее важной является работа центра аэронавигационного обеспечения полетов. Несмотря на длинное название, по сути, это штурманы. Когда летчик вылетает из аэропорта, он обязан ознакомиться с теми изменениями, которые происходят во время полета. Например, лист предупреждения казанского аэропорта выглядит примерно так. В основном, изменения связаны с работой летного поля — время стоянки, дозаправки, организации движения в районе аэродрома. Одну пятую часть листа занимает ограничение движения в воздухе на время Универсиады.

В каждый полет летчики берут с собой некое подобие черного ящика — черный чемодан. В нем хранятся все изменения всех маршрутов, которые могут ему понадобится. «Тяжела участь второго пилота, который носит этот чемодан» — шутят в штурманской. Кроме данной, «буферной информации», собирается архив всех изменений. Работа мелкая, монотонная, но необходимая, говорят работницы. У одной из них — стаж 40 лет. Стаж — 40 лет, а оклад — 8 тыс. рублей.

Вот есть продавцы-консультанты. А есть синоптики-консультанты. Они обрабатывают прогнозы со всех аэропортов, и рисуют настоящие контурные карты, как в школе на уроках географии: на них обозначаются зоны турбулентности, максимальные скорости ветра на разных высотах. От их оперативной информации о метеоусловиях в местах вылета, прилета и по всему маршруту движения зависит, примет ли капитан решение выдвигаться в путь или нет. Компьютеры — это хорошо, но цветными карандашами надежнее.

Кроме консультантов, метеослужба состоит ещё из непосредственно прогнозистов и наблюдателей. Последние отслеживают погодную обстановку в режиме реального времени и сообщают обо всех изменениях в другие службы. Мониторинг погодных условий выполняется автоматически.

В случае благоприятных погодных условий данные передаются каждые полчаса, ну, а если непогода, соообщаются малейшие изменения, причем передаются они совершенно непонятным на первый взгляд языком. Если что-то непонятно, работники диктуют «Петр Елена Соня Николай Яна» — получается ПЕСНЯ, исходя их первых букв имен. Так и в авиации часто передают название бортов, используя общепринятую кодировку.

Про хорошую погоду рассказал и пилот одного из самолетов. Вообще, можно завидовать летчикам коротких рейсов: вышел из дома, забрал документы из аэропорта, улетел в другой город, забрал документы из аэропорта, прилетел обратно и все — рабочий день кончился. Но, конечно, работа ответственна, поэтому в полете пилоты максимально собраны и сконцентрированы. Даже радио не включают, а могут. В общем, тяжелая работа. «Лучше б колбасы конской принес, чем фотоаппарат!», — сказали мне, когда я пришел в кабину пилота. Наверное, именно поэтому мне пришлось довольствоваться кадрами самолета с внешней стороны.

Всего в ту смену было десять международных рейсов, поэтому девушки, которые находятся на стойках регистрации, выглядели вполне радостными и добродушными. По их словам, это затишье ненадолго — в последние дни Универсиады ожидалось до 40 международных рейсов в день с количеством пассажиров от 80 до 300, поэтому «фотографируйте нас, пока мы добрые».

Ну, а самые добрые люди, как бывает во всех фильмах — повара. Те самые коробчонки, которые получают в самолете, делаются в цеху, на территории аэропорта. Из кухни ресторана и полуфабрикатов собираются обеды от 300 до 2 тыч. рублей. Работники цеха с гордостью могут сказать, что во время Универсиады именно они готовят для всех випов и президентов. Правда, едят ли они говядину с черносливом — работники цеха не знают.

Поставщики обедов и завтраков в небо пока работают в небольшом цехе, но надеются на переезд в более просторное помещение, и смогут расширить свое меню. Уже сейчас они кормят пассажиров от Москвы до Бангкока эчпочмаками, элешами и чак-чаком.

К сожалению, смотровые и диспетчерские вышки, ангары самолетов посетить не получилось. Но в дни Универсиады можно увидеть интересные лица и в самом терминале.

Если кто-то уезжает, обязательно кто-то должен приехать. По словам технического директора аэропорта, как закончится Универсиада, учиться преображать свои терминалы и организовывать работу служб в пиковые нагрузки приедут представители сочинского аэропорта. Наши будут рассказывать, как научить специалистов работе с новыми программами, и, конечно, расскажут про казанское гостеприимство.

Одного дня в аэропорте не хватит, чтобы рассказать, как синоптики и штурманы спорят, кто из них важнее, а потом подкармливают друг друга и говорят, что аэропорт — единый организм. Не хватит одного дня, что обойти все службы, которые расположены на территории. Не хватит, чтобы понять, почему люди на десятки лет остаются работать в шуме двигателей самолетов и бесконечного потока пассажиров, мягко говоря, с небольшой зарплатой. Но одного дня хватит, чтобы понять — что здесь небо чуть ближе.

Илья Иванов
Фото автора

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Что нового в мае 2024  10:17

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: