Если брать за основу результаты статистики республиканских ведомств, то картина будет довольно приличная, с учётом продолжающихся западных антироссийских санкций. Выпадают из общего положительного тренда только услуги бытового обслуживания населения — там физический объём имеет отрицательный индекс.
Однако давайте посмотрим, все ли так гладко на самом деле?
Динамика основных показателей состоянияи развития потребительского рынка*
*нарастающим итогом/Татстат
Да, немалую роль в положительной динамике объёма потребительского рынка в РТ (как и в России, в целом) сыграла, пусть и вялотекущая, но вполне реальная инфляция. Но, если учесть, что количество предприятий розничной торговли, рыночных мест, торговых площадей и сетей, практически, не изменилось за период с 2015 года (рост был незначительный), то можно вполне порадоваться за нашу потребительскую нишу на рынках Татарстана. Однако радоваться рано.
Первое, что бросается в глаза на примере статистики, связано с резким дисбалансом в положительной динамике объёмов и индексов между продовольственными и непродовольственными товарами в розничных показателях — вторые намного обошли первые в этой динамике. О чём это говорит?
Во-первых, импортозамещение в продовольственной сфере России и Татарстана пока ещё уступает своей результативностью коллегам в непродовольственных секторах отечественной экономики. И это не удивительно, если вспомнить ту огромную фору, которую имели до этого зарубежные поставщики продовольственной продукции по сравнению с отечественными сельхозпроизводителями. Быстро преодолеть это будет трудно.
Во-вторых, отставание импортозамещения в российской продовольственной рознице связано не с тем, что мы не можем производить для неё достаточного количества продовольственного сырья, а с тем, что мы со времён СССР не имеем достаточных объёмов перерабатывающих это сырьё в конечный продукт питания производственных мощностей.
Второе, что бросается в глаза, читая статистику Татстата, это падение физического объёма предоставляемых розничных услуг сферой бытового обслуживания населения. Как ни странно, это связано и с плюсами импортозамещения в непродовольственной сфере: отечественный рынок ныне просто завален непродовольственным потребительским «бутором», который обывателю легче купить новый, чем пойти в ремонт со старым.
Но это не есть хорошо для структурного баланса экономики России в целом: мы в этой сфере получим второго (после АПК) «аутсайдера», для которого внедряемые ныне инновации будут просто не по силам, да и не нужны. Между тем, ещё английский еженедельник The Econimist в начале 2000-х годов отмечал, что прогресс итальянской экономики в потребительской сфере, во многом, был связан с тем, что они волевым порядком внедряли в те же самые кофейни механизацию и автоматизацию в лице кофе-машин и прочей техники. Такую «машинку» будешь лелеять и уже не выкинешь сразу, а понесёшь в починку. Да, и рабочий персонал в рознице уже невозможно будет нанимать «с улицы», без учёта квалификации.
И третье, что хотелось бы отметить, глядя на статистику розницы в Татарстане, это то, что позитивные, в целом, её итоги связаны, прежде всего, с аналогичными показателями по сравнению с предыдущим 2015 годом. Но, если сравнить эти показатели с периодом от 2010 года, то картина будет уже не столь благостная.
к.э.н., доц. кафедры «Экономической теории»
ЧОУ ВПО «Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)»
Вячеслав Зубаков
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: