Международная аудиторско-консалтинговая группа KPMG представила рейтинг «Привлечения прямых иностранных инвестиций в российские регионы» по итогам 2010−2011 годов. Он был составлен на основе проведенных летом 2012 года опросов 200 руководителей иностранных компаний, которые, по уверению авторов рейтинга, представляют «значительную часть иностранных инвесторов в России». Они рассказали о своем опыте реализации инвестиционных проектов в субъектах РФ.
КПМГ — международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, работающая в 156 странах. В России КПМГ работает более 20 лет, имеет офис в Казани.
Проанализировав истории инвесторов, KPMG пришла к выводу, что Татарстан наряду с Калужской и Ульяновской областями «получили наиболее позитивные отзывы иностранных инвесторов». «Мы были очень впечатлены работой региональной администрации в Татарстане. Наш проект был признан имеющим стратегическое значение, поэтому мы получили прямое внимание президента республики. Он пообещал, что мы не столкнемся с бюрократией в его регионе, — и действительно, все процессы прошли четко», — приводится в отчете высказывание представителя неназванной компании из Западной Европы, работающей в сфере высоких технологий. «В „Алабуге“ (особая экономическая зона в Елабужском районе Татарстана.—»Ъ») идеальная инфраструктура — на территории есть вся необходимая физическая инфраструктура для работы завода", — дополняют позитивную картину в компании из Южной Европы.
Интервьюеры KPMG не нашли в Татарстане ни одного случая, когда инвестиционный проект был бы сорван из-за коррупции, хотя, как утверждается в отчете, в целом в России «коррупция на различных уровнях власти оказалась серьезной проблемой» для 40\% иностранных компаний, планирующих инвестиции в стране. По заключению составителей рейтинга, 88\% респондентов в Татарстане сказали, что «коррупция в их истории не играла роли», 6\% — «играла незначительную роль», еще столько же сообщили, что она «имела место, но проект был реализован». При этом по этой причине в Москве закрылись проекты у 23\% респондентов, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — у 22\%.
В отчете отмечается наличие у Татарстана проекта «Инвестируй в Татарстан», нацеленного на повышение узнаваемости региона среди инвесторов. «Официальный старт кампании был дан в мае 2012 года на международном инвестиционном форуме AIM 2012 в Дубае», — отмечает KPMG. Проект ведет Агентство инвестиционного развития (АИР) Республики Татарстан, в прошлом году вступившее во Всемирную ассоциацию агентств по содействию инвестициям (WAIPA). Агентство призвано «вести работу по укреплению имиджа региона на крупных международных выставках и конференциях в таких странах, как ОАЭ, Сингапур, Малайзия, Великобритания, Финляндия». Кроме того, оно организовало трансляцию рекламных роликов о своем инвестиционном потенциале на канале CNBC с аудиторией 380 млн. человек во всем мире. «Один из сдерживающих факторов для развития бизнеса, который мы должны устранить, — недостаточная известность региона за рубежом. Сегодня Татарстан не слишком хорошо известен в мире, нередко его даже путают с Казахстаном. Мы должны работать в этом направлении», — приводятся в отчете слова руководителя АИР Линара Якупова.
KPMG считает такую стратегию перспективной, отмечая, что наличие информации о регионе является значительным фактором инвестиционной привлекательности. «70\% компаний обращаются в органы власти за получением информации, критичной для проекта», — говорят о ситуации в России в целом составители рейтинга.
«Критерием успешной работы по укреплению регионального бренда… будет повышение объема инвестиций и узнаваемости региона», — заключает KPMG. Между тем, по ее же оценкам, Татарстан пока не входит в первую десятку регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций, заняв в рейтинге лишь 18-е место из 80. В отчете сумма вложений, поступивших в Татарстан, не называется. По данным Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан, в 2011 году объем прямых иностранных инвестиций в республику составил $ 100 млн., а в 2012 году эта цифра выросла до $ 580 млн.
«Для сохранения высоких темпов развития „передовые“ регионы… должны ставить перед собой амбициозную цель конкуренции с наиболее продвинутыми регионами за пределами страны», — рекомендует KPMG. С такими выводами согласен гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, который отмечает в числе наиболее инвестиционно успешных регионов в Приволжском федеральном округе Нижегородскую область, а также «наступающие ей на пятки» Самарскую и Пермскую области, «обладающие мощным промышленным потенциалом», и Ульяновскую, «которая демонстрирует серьезный рост показателей по привлечению прямых иностранных инвестиций».
Источник: Коммерсантъ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: