На прошлой неделе президент Татарстана Рустам Минниханов принял участие во встрече глав государств России и Турции с представителями бизнеса двух стран. На встрече в Санкт-Петербурге стороны обсуждали торгово-экономические связи, после чего российский лидер Владимир Путин заявил, что страны рассчитывают реанимировать наиболее масштабные совместные проекты, в том числе в сфере энергетики.
Тогда же президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что стороны выбрали себе очень серьезную цель в плане достижения уровня $ 100 миллиардов товарооборота между двумя странами.
Российско-турецкое сближение я оцениваю весьма позитивно, в том числе для Татарстана, и вот почему.
Насколько можно судить, совместные предприятия, которые сейчас работают в ОЭЗ «Алабуга», так и продолжали свою работу, как и после осложнения отношений. Это результаты как долгосрочной целенаправленной государственной политики, так и многочисленные исторические, языковые, культурные и национальные предпосылки.
То, что и в сложные периоды мы постарались поддержать и морально, и политически наших партнеров, с моей точки зрения, создает дополнительные позитивные репутационные предпосылки для расширения и укрепления сотрудничества. Надеюсь, что в cамое ближайшее время мы будем наблюдать запуск новых совместных проектов, усиление притока турецких инвестиций в республику.
Татарстан поставляет в Турцию, в основном продукцию химии и нефтехимии, поэтому именно эти предприятия и выиграют в значительной степени от нормализации дипломатических отношений.
Вместе с тем, традиционно сильны позиции турецких компаний и бизнесменов в торговле. гостиничном и ресторанном секторе республики, в строительстве, в малом и среднем предпринимательстве. Поэтому именно по этим направлениям можно ожидать существенное оживление деловой активности.
Между тем, надо признать, что бесследно разрыв дипломатических отношений не прошел.
Если говорить в целом о России, то за пять месяцев текущего года товарооборот с Турцией сократился на 43%. По моей оценке, за первый квартал товарооборот Татарстана с Турцией также «просел» примерно на 50%, и составил почти 40 млрд. долларов. Однако нужно учесть, что здесь сказалось не только введение эмбарго, но общеэкономические тенденции — в 2015 году наш ВТО с Турцией снизился в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом. Поэтому после отмены эмбарго можно ожидать некоторого восстановления торгового оборота, но вряд ли он в ближайшие годы выйдет на уровень, например, 2012 года, когда был достигнут своего рода пик — почти 930 млрд. долларов.
На преодоление последствий эмбарго в отношении Турции Татарстану понадобится года полтора. Однако после этого мы будем иметь дальнейший рост объемов экспортно-импортных операций.
Директор ГБУ «Центр перспективных экономических исследований при АН РТ»,
проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ
Марат Сафиуллин,
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: