Формулировка закона настолько расплывчата, что его можно применить к поисковым системам, к пользователям и ресурсам, не нарущающим права.
«…лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, — информационный посредник — несёт ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины».
Юрист, член Координационного совета по поддержке развития просветительской деятельности в Москве, правовой эксперт Московского бюро по правам человека и, по совместительсту, эксперт портала TatCenter.Ru Борис Пантелеев считает, что авторы недостаточны компетентны в этой области:
«Методологическая ошибка заложена в самом репрессивно вертикальном подходе, с которым законотворцы подошли к попытке регламентации сверху вниз глобальной сетевой структуры Интернета. Это возможно свидетельствует лишь о кампанейщине и широко печально известных в нашей стране запретительно-селективных намерениях правоохранителей и целях утверждения избирательного правосудия в виртуальном пространстве. Вряд ли эта идея будет реализована полноценно, поскольку „ключи“ от кладовых Интернета по-прежнему хранятся не на территории Российской Федерации.»
Статья, содержащая приведенную выше формулировку, добавляется в общие положения четвёртой части ГК РФ. Это значит, что она будет распространяться на все объекты исключительных прав, включая литературные произведения, фотографии, музыку, патенты, товарные знаки
«Очевидно также, что за всеми потенциальными нарушителями нового закона явно невозможно уследить, значит, привлечены к юридической ответственности будут только отобранные по субъективным основаниями показательные „козлы отпущения“. Если подходить обстоятельно и научно к решению этой реально насущной и важной проблемы — охране интеллектуальной собственности и авторских прав — то действовать необходимо ровно наоборот логике нынешних законодателей. Необходимо всемерно содействовать развитию корпоративной культуры всех ведущих игроков медиа рынка, поддерживать зачатки саморегулирования и самоочищения в этой новой бизнес среде. Учитывая особенности сетевых СМИ, действовать нужно от частного к общему, основываясь на известных стандартах корпоративной культуры. Это долго, но эффективно, так работает весь конкурентный медиабизнес. Наши законодатели почему-то надеются решить проблему одной кавалерийской атакой на всех пиратов сразу. Есть огромный риск, что в результате такого правоприменения ещё больше активных медиаигроков покинет зону Рунета и уйдут под юрисдикцию более предсказуемых стран», — опасается правовой эксперт Московского бюро по правам человека.
Общественность уже успела отреагировать на принятие закона. Так, сайты медиахолдинга Look At Media временно ушли из сети в знак протеста. По словам директора холдинга Алексея Аметова, некачественно написанные законы представляют угрозу индустрии интернета в России.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: