28 апреля 2017 года вступает в силу закон, устанавливающий приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой.
Как пояснил президент РСА Игорь Юргенс, теперь в ряде случаев автовладелец будет получать от страховой компании отремонтированный автомобиль вместо возмещения деньгами.
«Такая процедура уже давно действует и успешно себя зарекомендовала в каско, когда автовладелец полностью избавлен от хлопот получения денег, а затем поиска станции, где ему отремонтируют автомобиль», — сказал он.
Распространяться эта норма будет на новые договоры, то есть на те, которые заключены с 28 апреля. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение возможно, но по договоренности страховщика и страхователя.
Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры.
Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.
«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. Однако отмечу, что здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться.
Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километрах от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме. Тем более, по нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38%", — продолжил Юргенс.
Согласно закону, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.
«При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил президент РСА.
Документ устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует:
- причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью,
- смерть потерпевшего,
- полное уничтожения автомобиля,
- превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей).
Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. «Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», — пояснил Игорь Юргенс.
В части процедуры взаимодействия потребителя и страховой компании практически ничего не меняется.
«После ДТП автовладелец обращается с заявлением о страховом возмещении в „свою“ страховую компанию, если событие может быть урегулировано в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), или в страховую компанию виновника, если ПВУ не работает. Страховщик после осмотра автомобиля и оформления документов дает направление на СТО для ремонта», — продолжил он.
Срок ремонта в 30 дней является максимальным. «Как правило при наличии запчастей работы проводятся в течение 3−7 дней при незначительных авариях, в сложных случаях в течение 15 дней. Здесь, думаю, не должно возникнуть каких-то проблем. Другой вопрос в том, что закон обязал использовать только новые детали при восстановительном ремонте. Это сильно сужает круг потенциальных получателей этой услуги. Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно. А праворукие автомобили, которых предостаточно на Дальнем Востоке, вообще практически выпадают из этой схемы», — рассказал Юргенс.
Если потреб
ителя не устроили результаты проведенного ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.
«СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок. Ведь в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет с такой станцией договор», — отметил Юргенс.
Идея документа родилась как возможность противодействия мошенничеству в ОСАГО, которое приняла уже гипертрофированные формы. Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, автоматически будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме, то есть ремонтом. Однако в ходе работы над документом в нем появились дополнительные требования по критериям доступности СТО, по гарантийным срокам, по использованию новых деталей, что потенциально сужает использование восстановительного ремонта, соответственно, сохраняет наличность при возмещении в ОСАГО. Поэтому риски мошенничества сохраняются.
Но в любом случае страховое сообщество возлагает большие надежды на эту реформу.
«Положительный эффект мы увидим не сразу, так как действие поправок распространяется только на новые договоры. Постепенно начнет накапливаться статистика и практика применения этих норм, что в дальнейшем позволит усовершенствовать и „докрутить“ этот закон», — добавил Юргенс.
Источник: РСА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: