По поводу нынешнего и.о. муфтия РТ Камиля Самигуллина во многих СМИ написано, как мне кажется, достаточно много. Здесь мне вряд ли удастся внести что-то новое. Однако я попытаюсь вместе с моими читателями окунуться в тот занимательный узор комментариев, который разошелся от известия о возможном избрании Самигуллина. Для этого я обратился к сайтам, которые, так или иначе, осветили личность муфтия и факт его назначения, обращая особое внимание на комментарии.
Мой текст, я надеюсь на это, ставит перед Камилем Самигуллиным новые вопросы, которые сами напрашиваются, проанализируй он комментарии, оставленные рядовыми юзерами.
Для удобства восприятия я разделил суммарное количество всех комментариев на тематические блоки.
Блок № 1. Политика и власть
Этот блок, пожалуй, самый многочисленный по количеству похожих комментариев. Видимо, подобный вопрос, который ставится комментаторами, сегодня действительно находится на повестке дня, и обходить его стороной, особенно после сложившегося образа предыдущего муфтия Ильдуса Фаизова в Интернете, нельзя.
Вот пример подобных комментариев:
С одной стороны, комментаторов можно понять, ведь они осознанно или не совсем, но осознают многотысячелетнюю истину, которую я попытаюсь выразить политологическим языком. Политическая сфера деятельности общества была и остаётся очень конъюнктурной, быстроменяющейся сферой. Политика — это одно сплошное «договаривание». Сегодня договариваются с коммунистами, а завтра с либералами. Вчера Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия», грозился, что, как только придёт в парламент, сразу потребует его роспуска, сегодня он готов вступить с прокремлёвским ОНФ’ом в союз, а завтра станет популярным диссидентом и борцом с нынешней властью. Я уж молчу о сверконъюнктурном политике Жириновском.
Поэтому комментаторы наивно, но от этого не менее справедливо, задаются вопросом о видении Камиля Самигуллина и его сотрудничества с властью. Задаются вопросом — перед кем будет отчитываться Камиль Самигуллин? Думаю, не будет лишним еще раз Камилю Самигуллину озвучить устав ДУМ РТ об избрании муфтия, дать оценку, насколько этот устав соответствует современному миру и положению в Татарстане. Соответствует ли этот устав обычаям и традициям ислама? Как это не/соответствие коррелирует с традицией ислама в России? Есть ли необходимость в какой-либо реформе ныне действующего устава ДУМ РТ?
Среди комментаторов нашлись и те, кто высказался против прямых демократических выборов муфтия:
Правда нынешняя ситуация среди мусульман вызывает определенные опасения в связи с отсутствием прямых выборов муфтия, и оно нашло следующую наиболее четкую формулировку:
Несмотря на отдельные комментарии, среди пользователей явно видно общее воодушевление касательно потенциально нового муфтия Камиля Самигуллина и их надежды и чаяния увидеть в нем по истине «народного муфтия»:
Блок № 2. Соответствие Камиля Самигуллина современному информационному пространству в Интернете
Предыдущий муфтий Ильдус Фаизов отличился тем, что имел свою собственную страничку в социальных сетях, куда он оперативно загружал фото и видео с различных мероприятий. Так же оперативно он отвечал на вопросы мусульман на сайте Islam-today.ru.
Сегодня примеров интернет-активности среди деятелей религии много, например, имам-хатыб Вологодской Соборной мечети, Наиль Мустафин, в режиме онлайн отвечает на вопросы через Twitter-аккаунт. В своё время я был крайне удручен, когда у меня возник ряд вопросов по поводу практики Ислама и я, будучи на улице и не имея доступа к своим книгам, через интернет обратился именно к нему, хотя где мой родной Татарстан и где Вологодчина — вы сами понимаете.
Тем не менее, среди комментаторов были обнаружены те, кто знаком с результатами интеллектуальной деятельности Камиля Самигуллина, которые выложены в интернете в открытом доступе:
Поэтому, исходя из всего вышеприведённого, у меня к Самигуллину формулируются следующие вопросы: продолжит ли он вести свою деятельность в виртуальном пространстве, в соцсетях? Собирается ли он расширить своё представительство в Интернете? Какого характера будет его присутствие в Итернете: онлайн или, как сейчас, оффлайн?
Блок № 3. Неудобные вопросы к Камилю Самигуллину
Интернет-аудитория весьма и весьма специфична, её внимательности нет равных, если сравнивать с аудиторией телевидения или радио. И вот какие «интересные» комментарии, не имеющие пока ответа, мне удалось обнаружить:
Здесь сделаю пояснение, это комментарий к тексту газеты «Бизнес Online», где давал интервью лично сам Камиль Самигуллин.
Резюмируя…
Напоследок хотелось бы сказать, что, если ДУМ РТ в своей деятельности возьмёт достойный курс на диалог с интернет-аудиторией, то это, по крайней мере, значительно выбьет почву из-под ног пропагандистов радикальных течений ислама. ДУМ РТ, в общем, и Камиль Самигуллин, в частности, должны прекрасно понимать, что радикальные исламисты не по Первому каналу вещают, и не на радиостанции «Шансон» ведут проповедь. С интернет-аудиторией необходимо работать, какие бы странные и неудобные вопросы она не формулировала. Это новый мир, Камиль Самигуллин. Удачи Вам в Ваших начинаниях.
Ильнур Ярхамов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: