Президент РТ Рустам Минниханов предложил придерживаться политики «здорового протекционизма» на рынке строительных материалов. Так он отреагировал на доклад главы минстрой Ирека Файзуллина, который рассказал, что объем отгруженной продукции в промышленности стройматериалов хоть и достигает 27 млрд рублей, но имеет тенденцию к снижению.
«Мы практически половину только потребляем — это нормально, остальное надо продвигать на рынок. Но есть направления, где мы еще можем создавать предприятия стройиндустрии. На эти вещи надо обратить внимание. Приглашать инвесторов, которые в этом направлении имеют какой-то опыт, инвестиции. Я считаю, татарстанский рынок достаточно большой и при грамотной работе мы можем привлечь сюда партнеров.
Есть некая озабоченность снижением объемов отгруженной продукции, но я считаю что здесь министерство вместе с нашими крупными компаниями должны четко понимать, что, в первую очередь, мы должны покупать татарстанский продукт. Вы должны найти форму, должна работать площадка", — заявил Минниханов на коллегии ведомства, подчеркнув, что «мы можем делать все что угодно, но если мы по цене и качеству не проходим, тогда работать таким образом не следует».
Министерство видит проблемы в том, что строительные организации покупают материалы не местного производства, хотя они есть. В этом виновны и высокие цены на местную продукцию, и логистика — районам на границе Татарстана проще покупать материалы из других регионов. Есть и те материалы, которые не производятся в республике. Кроме того, проблемы есть и во взаимоотношениях с крупными сетевыми игроками.
«Не всегда нашим производителям удается создать комфортные отношения с сетевыми производителями и строительными магазинами — Леруа Мерлен, Максидом, OBI. Видимо, недостаточно активно мы лоббируем (работу) с этими компаниями», — отметил Файзуллин.
При этом загруженность татарстанских производств составляет всего 58\%. «Потребность республики в данных видах продукции меньше мощностей татарстанских заводов, — пояснил министр. — Выход из сложившейся ситуации заключается в продвижении республиканской продукции на внешние рынки».
Впрочем, еще один выход, в частности, для производителей цемента, предложил Минниханов — перейти в республике на строительство бетонных дорог.
«Мы — крупнейший потребитель цемента, 2 млн тонн. Есть шаги на ОЭЗ (Минниханов имел ввиду ввод в действие завода по производству наномодифицированного цемента мощностью 600 тыс. тонн), надо еще смотреть варианты. В любом случае мы не снизим потребление, я думаю, цифра будет расти.
С учетом того, как сложно обеспечивать качественные автомобильные дороги, исходя из той цикличности, которая есть у нас, нам все-таки необходимо смотреть на строительство дорог за счет цемента. Потому что дорога в Боровое Матюшино, ей уже, наверное, 15 лет, она, конечно, намного по эксплуатации эффективнее", — заявил Минниханов.
Всего промышленность стройматериалов в республике представлена 561 предприятиями, в том числе 31 заводом по производству кирпича. Всего в ПФО таких заводов — 50, и их мощности позволяют производить 1,7 млн условных силикатных кирпичей в год. Министр отметил, что потенциал промышленности стройматериалов позволяет ежегодно строить более 10 млн кв. м жилья.
Инвестиции в промышленность стройматериалов за последние пять лет составили 42 млрд, еще 450 млн рублей отрасль получила в виде господдержки. За это же время было открыто или модернизировано 121 предприятие.
«К сожалению, из-за высоких критериев по условиям конкурса — наличие оборотных средств не менее миллиарда рублей, численность не менее 300 человек, стоимость проектов не менее 150 млн, доли собственных средств — основная часть предприятий промышленности стройматериалов не может претендовать на получение господдержки на федеральном и региональном уровнях. По этой же причине только малой части мелких и крупных предприятий доступна господдержка в виде грантов и субсидий.
Для сохранения предприятий промышленности стройматериалов, их развития, министерство считает необходимой разработку мер господдержки с более доступными условиями подхода по отбору", — заявил Файзуллин.
Помимо всего прочего, он заявил о необходимости «изживать психологическую составляющую» и применять инновационные, композитные, полимерные материалы, которые есть при развитом нефтегазохимическом комплексе. Подчеркнул министр и другие проблемы отрасли — от доступности кредитов до тарифов «Платона». При этом логистика — самый больной вопрос для рынка: бизнесмены на коллегии говорили о проблемах, возникающих при закрытии дорог в апреле-мае, невозможности отгружать товар не иначе как автомобилями и отсутствии логистических центров.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: