Татарстан, как и абсолютное большинство регионов России, тратит на социальные нужды более 50% бюджета региона. Эксперты считают, что при пересечении планки в 60% говорить о развитии региона станет невозможно. Тем не менее, обещания федерального руководства о важности «социалки» продолжают сыпаться как из рога изобилия, ложась тяжким грузом на республику и самих же граждан. За чей счет будут выполняться посулы — в кратком изложении свежего исследования Независимого института социальной политики.
Независимый институт социальной политики опубликовал исследование экономического состояния российских регионов за минувший год. Полный вариант данных приводит журнал «Огонек», резюмируя: «Выводы печальные: власть заигралась с обещаниями поддержки населения, взятые обязательства невыполнимы: социальные выплаты уже занимают более 60 процентов расходов в бюджетах большинства территорий и закрывать эту дыру нечем. С таким перекосом развиваться невозможно — проедается все». Такие выводы сделала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Выводы, касающиеся Татарстана, с некоторыми пояснениями портала TatCenter.ru приведены ниже.
Общество задает бытовые вопросы
«Эксперты отмечают новый тренд: общественные волнения теперь подпитываются не столько политическим недовольством, сколько социальным. Власть с экранов успокаивает: обещает решить проблемы с жильем, отчитывает губернаторов, допустивших слишком быстрый рост тарифов ЖКХ, инициирует реформы — в образовании, здравоохранении. Реального эффекта от этих мер население, впрочем, не чувствует. По опросам ВЦИОМа, 60 процентов россиян считают главной проблемой страны ситуацию в ЖКХ, 52 процентам не нравится инфляция, еще 42 процента обеспокоены ситуацией в медицине. И это при том что в некоторые из этих отраслей были вложены рекордные миллиарды рублей: например, только за два последних года (с 2010 по 2012 год) расходы бюджетов регионов на здравоохранение вместе с территориальными фондами обязательного медицинского страхования выросли на 67 процентов!»
По данным того же исследования в Татарстане ситуацией с ЖКХ недовольны 32\% жителей. Об этом косвенно говорит и создание ряда социальных проектов — например, депутатская группа «Инициатива Елабуги», работающая с проблемами ЖКХ, или общественная организация «Лига Дела» (Наб. Челны, Нижнекамск), недавно собравшая более 20 тыс. подписей за отмену расходов на общедомовые нужды (ОДН).
«Получается, что купленное (в прямом смысле за счет денежных вливаний) социальное спокойствие крайне зыбко. И то, на что тратятся деньги — социальная сфера, — вызывает больше всего недовольства и больше всего тревог. Именно это фиксирует только что опубликованное исследование „Мониторинг посткризисного развития регионов России: итоги 2012 года“, проведенное Независимым институтом социальной политики. Авторы исследования убеждены: у власти нет возможностей для того, чтобы одновременно выполнять все свои обещания (вроде роста тарифов ЖКХ не более 6 процентов в год) и поддерживать бюджетную стабильность. Дальше либо разорение, либо жесткий секвестр социальных обязательств. И снижение издержек.»
По данным Федерального казначейства, 19 процентов расходов бюджетов субъектов РФ пошли на развитие национальной экономики, за 2012 год доля этих расходов выросла на 22 процента. Неужели не впрок?
— Рост на 22 процента — это не так много, если учесть предыдущее падение. За время кризиса эти расходы сократились на 10 процентов, и только в 2012-м начали расти: в среднем по регионам доля расходов на национальную экономику достигла 19 процентов. В инвестиционно активных регионах эта доля повыше — 25−30 процентов и более. Лидеры — Тюменская, Белгородская Калужская, Калининградская области, Татарстан, но эта республика получает очень большие трансферты из федерального бюджета. На всю страну не более десятка таких регионов, у очень и очень многих расходы на нацэкономику держатся на уровне 10−12 процентов.
У каждого из лидеров свой рецепт успеха. Калужская область растет за счет активной политики ее властей по привлечению иностранных инвесторов и близости к столичному рынку сбыта. Белгородская область — за счет металлургической специализации и активной поддержки сельского хозяйства, имеющего налаженный рынок сбыта в Москве. Ленобласть — благодаря естественному преимуществу: кратчайшему и дешевому морскому выходу в Европу и 5-миллионному мегаполису под боком. Татарстану помогают активность региональных властей, особые отношения с федеральным центром, собственная нефть и живое сельское население. Но даже самым сильным тяжело.
Татарстан подходит к «точке невозврата»
По мнению авторов исследования, давление на экономику регионов оказывают растущие расходы на социальные нужды. В исследовании приводятся цифры по всем регионам России, включая Татарстан. Наша республика тратит на «социалку» 56\% бюджета. Порог, дальше которого «хода нет», — 60\%. В случае его превышения, региону просто неоткуда взять денег на развитие.
Вот цифры: с 2008 по 2012 год расходы регионов на образование и социальную политику выросли на 58−67 процентов, на здравоохранение — почти вдвое. В кризисные годы особенно быстро росли расходы на соцполитику: выплаты пособий населению в 2009-м выросли на 29 процентов, в 2010-м — на 28 процентов.
В итоге картина такая: доля социальных расходов во всех бюджетных тратах субъектов РФ в среднем превысила 62 процента. Это значит, что каждые два рубля из трех в регионах тратятся на социалку. При этом у 12 регионов на социальные цели уходит 70 процентов бюджета и более! Это Тыва, Калмыкия, а еще Курганская, Владимирская области… Многие регионы России уже не просто бьются в потолок социальных трат, а проломили его головой и стремятся в стратосферу.
Даже Москва — гигант с бюджетом в 1,5 трлн рублей — уперлась в тот же потолок социальных обязательств. В 2011 году расходы на социальную политику составляли почти 20 процентов всех трат столичного бюджета. С точки зрения экономики это, мягко говоря, ненормально. В результате у богатейшей Москвы не хватает денег на строительство метро. В 2011 году, в обход всех прозрачных процедур, по статье «прочие трансферты» столице выдали 76 млрд рублей на развитие метро, потому что стало ясно: без этого город захлебнется.
Цифры исследования подтверждаются даже беглым анализом бюджета Татарстана. Так, удельный вес одной только программы «Социальная поддержка граждан» — 17,66\%. А есть ведь еще и «Развитие здравоохранения» (16,71\%), «Развитие образования и науки» (12,99\%), «Развитие культуры» (2,19\%). Удивительно, что удалось отыскать хотя бы 0,03\% бюджета на «Сохранение национальной идентичности татарского народа»!
Виновниками расходов исследователи считают… федеральное правительство. Именно там принимаются решения о «повышении зарплат учителям» или о «сдерживании тарифов на ЖКХ».
Еще один острый момент — эффективность расходования трат на социальные нужды.
«Все социологические опросы показывают, что растет недовольство населения как здравоохранением, так и образованием, особенно в крупных городах. Хочется верить, что „социальные“ деньги разворовываются меньше, чем инвестиционные, хотя и тут коррупция есть. Но даже без воровства эффективно ими распоряжаться не получается.
Пытаясь остановить бестолковые траты на местах, центр предельно зарегламентировал работу в регионах. Жесткие правила связывают по рукам и ногам школы, больницы, все органы управления. Унифицированные нормы не учитывают нужды и ситуацию в конкретном субъекте РФ, стимулируемая сверху политика сокращения школ, больниц приводит к росту напряженности на местах. Люди уверены — с их мнением не считаются. Для адекватной, продуманной реформы социальной сферы нам катастрофически не хватает диалога власти с населением, и эта проблема станет еще актуальнее, когда нефтяная рента подусохнет и правительство озаботится не тратой денег, а их изысканием».
«Где деньги, Зин?»
Наталья Зубаревич считает, что на свои обещания государство будет вынуждено искать деньги в карманах… своих же граждан. Первый пример — экономия на расходах по ЖКХ. Так, в татарстанском бюджете на программу «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения» заложено всего лишь 2,37\% от общей суммы расходов.
Вторым примером можно назвать повышение налогов для малого бизнеса,
о котором портал TatCenter.ru писал ранее. Это также попытка за счет одних граждан обеспечить выполнение обещаний в пользу других.
Общий тренд ясен: мы будем двигаться в сторону увеличения платности услуг во всех ранее бесплатных сферах. Хотя бесплатность того же здравоохранения уже давно относительна. Исследования нашего института, проведенные еще до кризиса, показали, что реальные расходы на услуги здравоохранения распределялись в пропорции 50 на 50 между государством и населением, с учетом теневых платежей. Ведь мы же платим за многое и часто в карман. Теперь, видимо, населению придется платить больше.
Процесс будет идти следующим образом: попробовали переложить траты на нас в чем-то одном, не встретили сильного сопротивления — двинулись дальше. Встретили — откатились. Со стороны государства не видно продуманной стратегии реформ, доминируют фискальные цели экономии бюджетных расходов. Задача общества и отдельных социальных групп — отстоять свои права.
— Но общество, протестуя против сокращения соцгарантий, ведь тоже никак не помогает наполнять региональные бюджеты: везде клин?
— Вообще-то мы платим налоги… Проблема в другом: если действовать только с целью бюджетной экономии — клин неминуем. Одновременно удовлетворить интересы властей и граждан невозможно. Но есть и другой угол зрения: когда сокращение бюджетных трат в той или иной области компенсируется ростом их эффективности. Собственно, этого мы и должны требовать от власти: чтобы она повышала качество управления, снижала коррупционные издержки. Не менее важно создавать условия для поиска компромиссов и минимизировать травматичность реформ для общества. Договариваться надо…
Впрочем, есть еще один вариант «разрешения» таких конфликтов: стравливание разных групп населения друг с другом. Мы уже видели, как на «сытую» Москву напускали жителей индустриальных городов, — это очень тревожный знак. Потому что при нашем уровне конфликтности в обществе столкнуть лбами, например, родителей, ратующих за сохранение элитной школы с качественным образованием, и семьи с детьми-инвалидами, которым требуется больше денег на обучение, вполне возможно. В России, когда речь заходит о дележке бюджетных денег, используются любые способы борьбы. Остается надеяться на инстинкт самосохранения общества и адекватную политику властей — ведь в войне всех против всех победителей не бывает. Пока, впрочем, очевидных поводов для оптимизма нет.
Журнал «Огонек», с сокращениями
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: