С весны 2017 года страховые компании перестают выплачивать денежную компенсацию при ДТП автовладельцам. Таков результат длительной «войны» страховщиков и автоюристов. По мнению страховых компаний, в убыточности ОСАГО виноваты юристы, которые в судебном порядке взыскивают повышенные страховые суммы в пользу автовладельцев и зарабатывают на судебных издержках. С помощью принятых поправок страховщики надеются избавиться от промежуточного звена в виде автоюристов, стоящих между ними и автовладельцами. Принесет ли это пользу конечному потребителю, утверждать сложно, а вот неудобства — вполне.
Хотели как лучше, получилось как всегда
Первоначальная редакция законопроекта, внесенного на рассмотрение по инициативе Российского союза автостраховщиков, предполагала, что поврежденные автомобили можно будет ремонтировать бывшими в употреблении запчастями, страховые выплаты будут осуществляться только в случае, если сумма ремонта авто превышает 400 тыс. рублей, а виновник ДТП отказывается доплатить необходимую сумму ремонта пределами максимальной суммы выплаты. Однако после обсуждения законопроекта Госдумой, в него были внесены дополнительные изменения, которые все-таки позволяют в некоторых случаях получить страховое возмещение деньгами:
— Ваш автомобиль не старше 2-х лет и на расстоянии 50 км от места вашего проживания отсутствуют станции технического обслуживания официального дилера марки;
— Автомобиль старше 2-х лет. В радиусе 50 км от вашего места проживания отсутствуют автосервисы, с которыми у вашей страховой компании заключен договор на проведение ремонта по ОСАГО;
— Гибель потерпевшего в ДТП или причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, а также если он является инвалидом;
— Стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тыс. рублей;
— При полной гибели автомобиля.
Таким образом, если вы являетесь счастливым владельцем новой иномарки, находящейся на гарантийном сроке, и прописаны в Нурлате или Агрызе, скорее всего, вам выплатят страховку деньгами, так как дилерские центры находятся достаточно далеко. В большей степени изменения в законе почувствуют автомобилисты Казани, Альметьевска, Набережных Челнов и прилегающих к ним районов.
Гарантии для автовладельцев
Вместе с тем, законодатель для защиты прав автовладельцев от произвола страховых компаний ввел ряд обязательных условий:
— Ремонт осуществляется в срок не более 30 дней;
— При восстановлении автомобиля используются только новые детали;
— Гарантия на детали составляет полгода, на кузовные и лакокрасочные покрытия — год;
— За каждый день просрочки ремонта страховая компания обязана оплатить вам пени (штраф) в размере половины процента от суммы восстановительного ремонта;
— В случае если страховая компания неоднократно нарушает сроки ремонта, ЦБ РФ лишает ее возможности ремонтировать автомобили на СТО сроком на один год, и компания весь последующий год осуществляет возмещение путем только денежных выплат.
Насколько эффективными будут вышеуказанные меры, сказать сложно. Это станет ясно из практики, после трех месяцев действия новой редакции закона.
Как получить страховое возмещение
Если вы попали в ДТП, вам предстоит совершить следующие действия для ремонта авто:
- Оформить ДТП на месте аварии с участием сотрудников ГИБДД;
- Получить справку о ДТП и постановление о привлечении виновника к административной ответственности за нарушение ПДД, в отделении ГИБДД по месту аварии;
- Подать заявление о страховом случае в офис страховой компании. К заявлению должны быть приложены копии следующих документов: справка о ДТП, постановление на виновника, ваши права, паспорт, страховой полис, свидетельство о регистрации транспортного средства, ваши банковские реквизиты;
- Если вы успешно подали заявление в страховую компанию, в течение следующих пяти дней она обязана осмотреть ваш автомобиль;
- После проведения осмотра, страховой компании дается 20 дней для осуществления страхового возмещения в виде организации ремонта либо выплаты денежной суммы путем перечисления на ваш банковский счет;
- Если Ваш случай попадает под исключения, описанные выше, вам перечисляют страховку деньгами, если же нет, то страховая компания организует ремонт авто, по возможности вы сами доезжаете до сервиса, либо машину доставляют на эвакуаторе за счет страховой компании;
- Автомобиль чинят в течение 30 дней, с моме
нта подписания акта о передаче автомобиля на ремонт; - Вы получаете отремонтированный автомобиль на станции технического обслуживания.
Что может пойти не так?
Чаще всего страховые компании нарушают пятидневный срок осмотра машины и двадцатидневный срок, отведенный на принятие решения по страховому случаю. Кроме того, автовладельца могут попросить оплатить эвакуацию — этого делать не стоит, так как эти расходы покрываются полисом ОСАГО.
Самое неприятное, что может произойти — это некачественный ремонт автомобиля. Желательно выявить все недостатки при приемке автомобиля и не подписывать акт приема-передачи автомобиля, пока недостатки ремонта не будут устранены страховой компанией.
Бороться с данными неприятностями можно двумя способами:
- Написать жалобу на страховщика в отделение Нацбанка РТ, находящегося в Казани на ул. Баумана, д. 37.
- Нанять юриста и в судебном порядке обязать устранить все недостатки.
Не забыть про УТС
Кроме того, если ваш автомобиль не старше 5 лет, не стоит забывать об утрате товарной стоимости. Это компенсация за утрату товарного вида (или состояния) автомобиля, возникшего в результате ДТП. Компенсационная выплата может составлять до 20% от стоимости восстановительного ремонта. Сотрудники страховых компаний частенько об этом забывают, поэтому вместе с подачей заявления о страховой выплате, подавайте и заявление на выплату компенсации УТС.
К сожалению, поправки принятые к закону об ОСАГО не имеют положительных моментов для рядовых потребителей — автовладельцев. Страховка не станет дешевле, сроки на ремонт и выплаты не сократились. Кроме того, возникают коррупционные риски от взаимоотношения страховщиков и автосервисов, от которых может пострадать потребитель.
Вместе с тем, поправки не решат проблему страховых компаний, связанную с автоюристами, люди все так же будут обращаться к ним из-за некачественного ремонта и нарушения его сроков. Самое лучшее, что можно сделать в сложившейся ситуации — соблюдать правила дорожного движения. Удачи на дорогах!
Управляющий партнер «ЮрЛаб»
Максим Сафандеев
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: