Министерство образования и науки РФ вознамерилось помочь студенткам колледжей и вузов беременеть и рожать. Правда, не всем, а тем, кто учится на платной основе. Почему именно им — надо сообразить.
17 марта российские СМИ сообщили, что Минобрнауки выложило в Сеть проект приказа о переводе с платного обучения на бюджетные места студенток колледжей и вузов, родивших ребенка во время обучения. Выложило для всеобщего обсуждения, которое продлится вплоть до 1 апреля. Документ интересный, чего бы и не обсудить. Если сумеете найти и связать концы.
Дело в том, что на сайте самого министерства этого документа нет (во всяком случае, я не нашёл, как ни старался), что несколько странно, когда предлагаешь обществу подключиться к обсуждению и высказать предложения и замечания; он размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Ознакомление с текстом и прилагаемой пояснительной запиской показывает, что речь идёт о внесении изменений в «Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 443». Изменения таковы: «Дополнить подпункт «б» пункта 6 Порядка (…) абзацем следующего содержания: «женщин, родивших ребенка в период обучения».
Пояснительная записка, подписанная одним из чиновников Минобрнауки, сообщает, что проект приказа подготовлен «во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. № ОГ-П8−33пр». И всё! Ни примерных затрат бюджета на ожидаемый эффект от роста беременных соискательниц бесплатного образования, ни количества потребных новых бюджетных мест, никаких хотя бы приблизительных расчётов, — во исполнение и всё тут!
Хорошо, — возможно всё прояснится, если почитать упомянутое поручение правительства? Возможно, но где оно? На официальном сайте правительства поиск по номеру и дате даёт отрицательный результат, поиски по базе юридических порталов — тоже. Видно, секретное поручение. Остается предполагать, гадать и делать свои вычисления.
Напрашивающийся вывод о мотивах: аховая демографическая ситуация.
Правительство же держит руку на пульсе и понимает, что 90% «естественного прироста» населения России, начиная с первого «плюсового» в этом смысле года, 2010-го, обеспечивает миграционный прирост, и что даже с учётом этого население нашей страны выросло за 2016 год всего на 0,19%.
Рожать надо, девоньки, крепить экономическую мощь и обороноспособность! А девоньки в ссузах и вузах, грызут гранит, откладывая государственной важности задачу на потом. Так наряду с Минздравом с его перинатальными центрами и новейшими клиниками к делу решили привлечь Министерство образования и науки.
Теперь о том, что произойдёт, когда и если обсуждаемый проект приказа будет подписан.
Первое и главное, на мой взгляд, — вероятное и значительное сокращение количества студентов в колледжах и вузах. Почему? Потому что, скажем прямо, юноши и девушки, которые платят за обучение, — не самый сильный контингент, даже с поправкой на сомнительную ценность ЕГЭ для определения интеллектуального потенциала абитуриента. Пока они (сами или мамы, папы, папики, — неважно кто именно) платят, их терпят и даже тащат к диплому, рынок же. Но как только девушка станет мамой и получит возможность не только не платить вузу, но и рассчитывать на стипендию, — ситуация может полярно измениться.
И не надо кивать на то, что любой вуз борется и за платные, и за бюджетные места, поскольку это означает места для преподавателей: уж на «бюджет» соискателей хватит, особенно с учётом того, что по ряду специальностей, по которым есть перепроизводство, Минобрнауки последовательно сокращает квоту.
Но тут есть нюансы.
Первый. Согласно Трудовому кодексу (и — шире — ГК) РФ уволить беременную женщину и женщину, находящуюся в отпуске по уходу за ребёнком (до 3-х лет), можно только по строго ограниченному перечню оснований; как быть с отчислением их из ссуза или вуза переведенной «на бюджет» беременной экс-платницы или молодой мамы, явно не успевающей в учёбе? Какие гарантии будут у этой категории студенток? Между тем нетрудно предст
авить, что большая часть такого рода студенток предпочтет после родов думать о семье и быте, а не о дипломе.
Второй. Допустим, приказ будет подписан после 1 или 2 апреля. Действие документа будет распространяться только на тех, кто поступит в ссуз или вуз в 2017/2018 учебном году (и далее) или и на тех, чей учебный год заканчивается летом 2017-го? В любом случае ректоры примутся всеми силами лоббировать увеличение квоты на бюджетные места в своих вузах, с запасом на случай роста числе «интересных положений» новоиспеченных студенток-платниц и — одновременно — нацеливать приемные комиссии на то, чтобы отдавать предпочтение юношам.
Но, если обобщить, насколько существенным может быть демографический прирост в результате стимулирования к родам студенток и во сколько это может обойтись бюджету?
В 2015 году, гласит статистика, на бюджетные места в вузах было зачислено чуть более 300 тыс. человек (допустим, что примерно столько же — в ссузах, или колледжах), тогда как общее количество студентов перевалило за 4 млн. Доля женщин составляет в студенчестве 55−60% (от 80% в специальностях по социальным наукам, медицине, педагогике до 37% в физико-математических науках). Убираем из 4 млн половину заочников, убираем еще около миллиона юношей, убираем из оставшегося миллиона девушек еще тысяч 400 не готовых рожать в период обучения и получаем на круг примерно полмиллиона соискательниц новых бюджетных мест. Возьмем за среднюю цену года обучения на платной основе 80 тыс. рублей и получается, что ссузы и вузы недосчитаются в своих бюджетах 40 млрд рублей в год или 160 млрд за 4 года обучения. Госбюджет будет готов компенсировать эти потери? Не факт, если иметь в виду, что по 2014 году (более свежих данных не нашёл) расходы федерального бюджета на образование (в целом, не только ссузовское и вузовское) составили примерно 500 млрд рублей. Тогда что?
Разумеется, все приведенные расчёты весьма приблизительны, не удивлюсь, если кто-то обнаружит, что я вообще лишний нолик где-то приписал, но это не моё дело, рассчитывать до рубля, а Минобрнауки и тех в правительстве, кто давал министерству поручение простимулировать студенток не столько на учёбу, сколько на роды. Но таких расчётов, повторю сказанное в начале, никто не приводит, а без них привлечение общественности к обсуждению выглядит как формальность, позволяющая поставить галочку в отчёте о соблюдении процедур, не более того.
И вот это самое, может быть, печальное. Схему перевода с платного места трудно назвать кристально прозрачной и сегодня, об открытом банке данных, кто куда перевелся и по каким основаниям пока только говорят, нет статистики о том, сколько девушек родили детей в процессе обучения в вузе и сколько будет претендовать на перевод, а решение, по существу, уже принято. И не факт, что-то мне подсказывает, что министром Ольгой Васильевой.
Советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ,
заслуженный работник печати и массовых коммуникаций РТ
Юрий Алаев
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: