Перед зрителем предстала готическая картина, полная страстей, опутанная роком и одержимостью. Антураж создавали многомерные декорации, костюмы, возвращающие в эпоху, и артистизм исполнителей.
Читайте также:
Шаляпинский фестиваль: что смотреть
Партию Германа исполнил Сергей Поляков (Московский театр Новая Опера), Лизы — Оксана Крамарева (Национальная Опера Украины), Графини — Татьяна Ерастова (Большой Театр России). Дирижер — Марко Боэми (Италия).
«Пиковая дама» — четвертая постановка Юрия Александрова на сцене казанского театра. Режиссер неоднократно обращался к этой опере на протяжении всей своей творческой деятельности. Фестивальному зрителю он представил спектакль в традиционном ключе: в постановке нет изменений времени действия и сюжета. Классика.
Герои закутаны в массивные мраморные очертания замков и сводов, спрятаны за высокими готическими окнами, рамы которых напоминают окна темниц. Они обречены, потому что в игре страстей — карточных и любовных — на кон поставлена жизнь.
Три карты! Три карты! — звучит лейтмотив оперы. Три жизни и три смерти — слышит зритель.
Главный стержень спектакля — Графиня, «олицетворяющая темные силы, зреющиев душе Германа».
«Она „правит бал“, где все построено по законам карточной игры, где ставка — человеческая судьба», — говорит Юрий Александров.
«Главным „вдохновителем“ постановки стал Петербург — его атмосфера и культурный код, его туманы, в которых смешиваются явь и сон, его наводнения, создающие постоянную угрозу безопасности города… Еще один лейтмотив спектакля — тема карточной игры, которая довольно необычно воплощена в оформлении и костюмах», — объясняет завлит театра оперы и балета им. М.Джалиля Жанна Мельникова.
Сюрреалистический и какой-то сумасшедший бал идет на протяжении всего спектакля. Декорации, которые плывут в пространстве, как метаморфозы, создают ощущение сна, страшного бреда, который порабощает Германа — три карты, три карты, три карты!
«Все действие в картине представляет собой как бы непрекращающийся сон, поэтому в оформлении мы активно использовали видеодекорации, — рассказывает театральный художник Виктор Герасименко. — История о карточной игре, без которой немыслима „Пиковая дама“, воплощена нами буквально, впрямую. Каждая игральная карта состоит из двух половин: верх и низ карты зеркально отражают друг друга».
На протяжении всего спектакля в разном виде возникают образы воды — грозы, дождя, океана, пучины. Вода поглощает Лизу. Пучина сумасшествия убивает Германа.
В отличие от повести Пушкина, в опере шанса на счастье не остается никому, порочный карточный круг разрешается трагедией. Классика. Занавес.
С премьерой, — поздравляют друг друга театралы, с премьерой — говорит зритель, покидая зал.
XXXV фестиваль им. Шаляпина проходит на сцене оперного с 1 по 20 февраля. В программе 12 спектаклей и 2 гала-концерта, участие в которых принимают более 40 приглашенных оперных певцов и дирижеров из 9 стран мира.
Смотрите также:
Большой фоторепортаж со спектакля «Пиковая Дама»
Валерия Манжелиевская
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: