Татарстан в 2016 году посетили на 7,5\% больше туристов — 2,9 млн человек, подвел главный итог работы госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов на коллегии ведомства. По его словам, турпоток в Свияжск вырос в два раза и превысил 500 тыс. гостей, более 470 тыс. туристов посетили Болгар (рост на 35\%), Елабугу — 460 тыс., Чистополь — 46 тыс., Тетюши — 25 тыс., тысячи человек посещают небольшие этнические и сельские центры, а Казанский Кремль нарастил посещаемость на 700 тыс. до 2,9 млн человек.
Большой поток туристов был и на событиях. Свияжскую масленицу посетили 8 тыс. гостей, фестиваль «Великий Болгар» — 38 тыс., «Вкусная Казань» — 28 тыс., Спасскую ярмарку — 160 тыс. гостей. Каждый 12-й турист в РТ — иностранец. Всего в 2016 году их было 250 тыс., при этом по сравнению с 2015 годом китайцы и финны стали летать в Татарстан на треть больше, а иранцы и индийцы — в 1,5 раза. Больше всего из иностранцев Татарстан посещает представители Турции — 13,4 тыс. человек, Китая — 10,1, Германии — 6,2, КНДР — 2,6, Индии — 2,6.
«Несмотря на положительные итоги 2016 года, мы видим, что темпы роста турпотока замедляются. Последние два года туристическая отрасль находилась в благоприятных условиях — были закрыты популярные международные направления, зарубежные поездки подорожали, а поездки для иностранцев в России подешевели. Сейчас ситуация меняется, снижается и внутрироссийский платежеспособный спрос на туристические поездки. В 2017 году туристической отрасли республики будет необходимо работать в более конкурентных условиях», — предупредил участников рынка Сергей Иванов.
Объем оказанных услуг в сфере туризма без учета смежных отраслей составил 11,7 млрд рублей, а оборот турсферы с питанием, проживанием и затратами на развлечения и покупки гостей республики — 19,5 млрд рублей.
По словам Сергея Иванова, в 2016 году развитие сферы туризма проводилось по шести направлениям: продвижение республиканского турпродукта (25 зарубежных роад-шоу, бренды Свияжска и Болгара, Visit Tatarstan), международное и межрегиональное сотрудничество (открытие прямых рейсов с Прагой и Ашхабадом, чартерного рейса Казань-Урумчи, деловые контакты с туроператорами 14 стран, создание маршрута «Великий волжский путь»), проведение профессиональных мероприятий (форумы туристских волонтеров, «Здравница», выставка Horeca, конкурс «Лидер туризма»), развитие туристской инфраструктуры (углубление дна в Болгаре, дорожные указатели, экскурсии на КАМАЗ и в «Алмаз-холдинг») и сервиса (запуск туристической службы качества), туристских кластеров и компетенций работников (курсы для гидов, туроператоров).
В 2017 году госкомитет по туризму планирует усилить работу по привлечению иностранцев и татарских диаспор (для последних создадут отдельный продукт), развивать бренд Visit Tatarstan и речной туризм — сейчас республиканский туристский флот состоит из 17-ти 40-летних судов. Из более материальных планов — построить перехватывающую парковку у Свияжска, развивать авто-туристские кластеры в Билярск, Именьково и в селе Ямаш Альметьевского района.
«В 2005 году весь Татарстан посещали 500 тыс. туристов, сейчас такое количество гостей принимают Свияжск, Болгар, Елабуга. Туризм уже сейчас занимает чуть более 1\% экономики нашей республики, но у нас есть все возможности для того, чтобы создать нам и нашим детям более серьезную основу для процветания Татарстана. Наша задача — сохранить темпы роста по всем показателям. Только в результате наших совместных усилий мы можем быть уверены, что каждый турист, приехавший в Татарстан, получит здесь тысячу и одно удовольствие», — заявил Иванов.
Генеральный директор Центра развития туризма Татарстана Оксана Саргина представила портрет туриста. По ее словам, на 9\% выросла доля туристов, приезжающих в Татарстан отдыхать, а не работать или лечиться. Еще один любопытный факт из ее доклада — снижение доходов туристов.
«Если в 2015 году туристы с доходом на члена семьи выше 30 тыс. рублей превалировали, то в 2016 году у 40\% опрошенных рассказали, что доходы на члена семьи составляет 20−30 тыс. рублей. Но, несмотря на снижение доходов, люди хотят путешествовать и выбирают Казань как приоритетное направление», — рассказала Саргина.
«Мы можем принять еще 2,5 млн туристов с таким потенциалом»
Средняя загрузка отелей в Татарстане в 2016 году составила 55\% — и этим фактом был возмущен вице-премьер РТ Василь Шайхразиев.
«Количество туристов надо увеличить вдвое — мы можем принять еще 2,5 млн туристов с таким потенциалом. Если приехали 3 млн туристов и средняя наполняемость 55\%, то это никак не может нас устраивать. Тем более что вы говорите: участники рынка переходят из одного мероприятия в другое в течение года, и этим вы живете.
У нас декабрь-месяц оказался вообще провальным. Всего 40\% по наполняемости гостиниц. Что случилось? Это общее падение дохода граждан? Или люди что-то другое теперь выбирают? Может, это потому, что Москва, Сочи, Севастополь, Ялта, Барнаул или Петербург тоже не спят и работают, придумывая различные мероприятия у себя? Значит, мы что-то не учли", — сказал он.
Вице-премьер похвалил центр развития туризма за хорошую аналитику, но призвал «углубляться сильнее».
«В анкете 75\% туристов говорили, что есть желание вернуться, но пока не знают когда — это в большинстве случаев вежливость. Тех, кто точно приедут, чуть больше 10\%. То есть 75\% говорят „Спасибо, все было круто“, и только 11\% из них обязательно вернутся. Видите разницу? Куда туристы ушли? Мы должны серьезно поработать, над тем, чтобы турист обязательно вернулся, и не один, а с семьей и друзьями», — отметил Шайхразиев.
На небольшое количество зимних мероприятий обратил внимание и основатель национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards Геннадий Шаталов.
«В Татарстане уже имеются различные события — спортивные мероприятия, шоу, праздники. Но почивать на лаврах не придется, конкуренция среди регионов в последние два-три года обострилась. Событийный туризм не имеет определенного сезона, но регионы не в полной мере загружают все времена года яркими событиями. Зима — проблемное время для большинства регионов, и Татарстан не является исключением», — сказал он.
В качестве успешных практик проведения зимних мероприятий он привел Якутию, Тамбов (который стал новогодней столицей России) и Алтайский край.
Шаталов также отметил, что событийный календарь региона должен обновляться не менее чем на 20\% ежегодно, а каждый месяц должно проходить не менее двух крупных мероприятий.
«Похоже, существует картельная договоренность»
Еще несколько проблем отметила директор «Бюро путешествий» Елена Свикун. По ее словам, сотрудники туристских объектов не знают иностранных языков, а в пиковые даты не хватает экскурсионных автобусов — заказать автобус для туроператора становится проблемой. При этом они часто сталкиваются с необоснованным завышением цен — средняя стоимость аренды автобуса на 25\% выше, чем в Санкт-Петербурге и на 15\% — чем в Москве. «Цены одни из самых высоких, и это серьезно сказывается на стоимости всего турпакета», — пояснила Свикун.
«Сумасшедшие цены на транспорт, есть монополисты. Похоже, существует картельная договоренность, надо проверить», — выступил с предложением депутат Госдумы РФ от Татарстана Ильдар Гильмутдинов.
В целом депутат отметил, что граждане маломобильны: «У нас 43 млн пенсионеров, мы же должны им тоже обеспечивать мобильность! Наше старшее поколение болеет от того, что дома сидят и в лучшем случае в подъезд спускается! Как без движения? Движение — это жизнь!».
После Гильмутдинов по просьбе главы района прорекламировал туроператорам Камское Устье («Там такие места есть! Просто я депутат, я там все облазил!») и рассказал о разрабатываемой программе социального туризма — предприятия смогут оплачивать поездки своих сотрудников и включать эти расходы в себестоимость выпускаемой продукции.
Последним выступал Шайхразиев. Он выделил еще один пункт доклада Саргиной — о доле отдыхающих туристов. По мнению вице-премьера, нужно развивать медицинский туризм. «Может, здесь собака зарыта? Почему люди не приезжают к нам на исследования, лечение, реабилитацию? Где наши зубопротезные, которые должны греметь на всю Россию? У нас же дешевле, чем в Москве».
Илья Иванов
Фото: госкомитет РТ по туризму
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: