О завершении расследования почти 100-томного дела о крушении «Булгарии» вчера сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин. «Собрана достаточная доказательственная база, дело направлено (в органы прокуратуры.—»Ъ») для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и последующего направления в суд для рассмотрения по существу", — сказал он. Фигурантами являются гендиректор казанского ООО «Аргоречтур» Светлана Инякина, старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов, эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, а также два чиновника Ространснадзора — начальник казанского линейного отдела волжского управления ведомства Ирек Тимергазеев и главный госинспектор Владислав Семенов. В зависимости от роли каждого из них им предъявлены обвинения по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта), ст. 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда) и ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Только статьи, связанные с оказанием услуг и злоупотреблением полномочиями, предусматривают до десяти лет колонии. Потерпевшими по делу признаны более 200 человек — родственники погибших, а также те, кому удалось выжить в катастрофе.
Двухпалубный пассажирский дизель-электроход «Булгария» потерпел крушение на Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года. Судно принадлежало пермскому ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» и было зафрахтовано компанией «Аргоречтур». Во время ЧП оно выполняло туристический рейс Казань—Болгар—Казань. Судно попало в сильный шторм, завалилось на правый борт и за три минуты затонуло. В результате погибли 122 человека, в том числе 28 детей, еще 79 пассажиров, которым удалось выбраться из «Булгарии», спас проходивший мимо теплоход «Арабелла».
Как выяснил СКР, «непосредственной причиной» крушения «Булгарии», в частности, стали «негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа», а также несоблюдение «правил безопасности судоходства» и «неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям». Обязанности, по версии следствия, проигнорировали госпожа Инякина, которая несла ответственность за состояние судна как владелец, члены экипажа и обвиняемые сотрудники надзорных ведомств. Так, в марте 2011 года госпожа Инякина заключила договор субаренды «Булгарии» и начала заниматься пассажирскими перевозками, хотя у нее не было на это лицензии. Более того, судно в свой последний рейс вышло со сломанным дизель-генератором, что запрещено Российским речным регистром, а также с креном в четыре градуса, превышающим допустимую норму. Крен мог образоваться, например, из-за переполненности емкости с фекальными массами, сточными водами или из-за низкого уровня топлива в одном из баков. К тому же «Булгария» была перегружена — она была рассчитана на 120 пассажиров, а перевозила гораздо больше.
Как считает следствие, господин Ивашов, когда к нему обратилась предпринимательница, выдал ей свидетельство о готовности судна к эксплуатации. При этом в акте освидетельствования «Булгарии» просроченные документы на нее были вписаны как действующие. В мае 2011 года госпожа Инякина обратилась в Ространснадзор за получением лицензии и успешно прошла соответствующую проверку, хотя также предоставила недействующие документы. По версии следствия, акт предлицензионной проверки судна составил господин Семенов, а господин Тимергазеев его подписал. Судно затонуло незадолго до получения лицензии.
Что касается членов экипажа судна, к которым относится господин Хаметов, то они, как считают следователи, действовали неумело, допустили нарушения. Судно вообще не имело права выходить в рейс при сильном ветре. Капитан же, не учтя имевшийся крен и большую парусность судна, стал маневрировать, в результате чего крен увеличился. Через открытые иллюминаторы, которые члены экипажа в непогоду должны всегда закрывать, набралось большое количество воды, судно опрокинулось и затонуло.
Отметим, что капитан «Булгарии» Александр Островский и старший механик Владимир Подъячев, погибшие в катастрофе, также были фигурантами дела, но их преследование было прекращено в связи со смертью. В прошлом году были осуждены капитаны сухогрузов «Арбат» и «Дунайский-66» Юрий Тучин и Александр Егоров. Их приговорили к штрафам за то, что они прошли мимо терпящей бедствие «Булгарии» и не оказали помощь. Как сообщили «Ъ» в следственном управлении СКР по Татарстану, из других фигурантов дела свою вину признал лишь госинспектор Владислав Семенов, другие отрицают свою причастность к крушению.
Источник: КоммерсантЪ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: