Уже год в Казани работают муниципальные платные парковки. Причем на тех местах, которые раньше были бесплатными. То есть, не создав новых мест, исполком просто объявил платными все ранее бесплатные места. Спустя год очевидно, что горожан ситуация вполне устраивает. Цель-то благая — снижение пробок…
Что не устраивает казанских автовладельцев, так это способы оплаты парковки. В подтверждение тому — судебные процессы.
Напомню, способов оплаты чиновники исполкома придумали много и разных. Однако все они являются безналичными. Оплатить паркинг можно как угодно — с помощью смс, транспортной карты, банковской карты и мобильного приложения… Не во всех способах предусмотрен чек, который для многих является гарантом произведенной оплаты. Кроме того, в большинстве способов (кроме мобильного приложения) не предусмотрен возврат неиспользованных средств.
То есть, оплатив заранее, например, четыре часа парковки, например, банковской картой, и отстояв по факту меньше, ни о каком возврате средств речи не идет. Автовладелец просто «дарит» неиспользованные деньги Казанскому паркингу. Безобразие, согласитесь.
Оплата наличными, повторюсь, не предусмотрена совсем. Казалось бы, чего проще, договориться с платежными терминалами и добавить возможность оплаты парковки через терминалы наличными деньгами. Но… Что-то мешает.
Между тем, наличная оплата товаров и услуг по закону существует на всей территории РФ. Наличку при расчетах никто не отменял. Нет у нас повсеместного безнала. Даже в продвинутой Европе и США парковки до сих пор оплачиваются монетами. Это удобно и это — выбор. Выбор того, кто платит.
Казанским же автовладельцам спустя год после введения муниципального паркинга этот выбор — оплата наличным или безналичным способом — организатор парковок так и не дал.
А безналичные способы оплаты зачастую дают сбой. Вот случай, который произошел со мной не так давно. Я не смог оплатить услугу с помощью мобильного приложения, пришлось использовать банковскую карту. Но тут возникла другая проблема, о которой я говорил выше. Откуда мне знать, когда я завершу парковку? Оплатив с запасом, чтобы не подвергнуться штрафу, я уехал с парковки раньше. Однако вернуть неиспользованные средства, например, на телефон я уже не смог. Это просто не предусмотрено паркоматами.
А если надо, напротив, продлить парковку? Опять бежать к паркомату? А ведь чего проще — найти в ближайшем магазине платежный терминал и продлить время стоянки или завершить ее и вернуть деньги на телефон. Уверен, с такими «мелочами», усложняющими жизнь, за год работы казанского паркинга сталкивался не один автовладелец.
Претензии есть и к парковочному талону. Особенно после прецедента в Екатеринбурге. Арбитражный суд Свердловской области признал чеки за парковку не бланками строгой отчетности. То есть их нельзя использовать для предъявления, например, в бухгалтерию организации и отнести к расходам. Интересно, что ранее республиканское отделение Федерации автовладельцев России обращалось в УФНС по РТ с просьбой прояснить ситуацию вокруг чека. В ответе УФНС по РТ говорится, что при оплате банковской картой услуг по платной автостоянке выдается парковочный чек и, что он является бланком строгой отчетности установленного образца. Парадокс! В разных субъектах — разные правила вокруг одной проблемы. ФАР уже обратилась в центральный аппарат Федеральной налоговой службы для разъяснения. Считаю, что по этому вопросу должна быть единая позиция на всей территории страны.
Сомнения есть и в законности передачи персональных данных водителей от МВД РТ в Управление административной технической инспекции при исполкоме Казани — ФАР также направила запрос в Роскомнадзор РТ для получения разъяснений.
В целом за год существования муниципальных платных парковок в Казани появилось немало вопросов к организации процесса — как с технической точки зрения, так и с юридической.
Обязанность платить за «место под солнцем» — в центре города — с казанских автовладельцев никто не снимает, и казанский паркинг по итогам года работы стал одним из самых успешных проектов мэрии: он, напомню, полностью окупил себя за 9 месяцев работы.
Руководитель регионального представительства ФАР в Татарстане,
член правительственной комиссии по БДД при кабмине РТ,
Рамиль Хайруллин
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: