«Сомневающиеся есть и среди нас», — отреагировал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин на предложенный на 17-м заседании закон об усложнении процедуры развода.
Проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс РФ и ст. 233 Гражданско-процессуального кодекса предусматривает увеличение срока рассмотрения дела о разводе с одного месяца до трех, по истечении которого производится расторжение брака, как в органах ЗАГС, так и в судебном порядке.
По словам начальника управления записи актов гражданского состояния кабмина РТ Альбины Шафалеевой, из года в год более кризисным периодом для молодой семьи являются первые пять лет совместной жизни. Именно на этот период времени приходится около 40% всех случаев расторжения брака.
Шафалеева отметила, что во многих случаях решение расторгнуть брак носит спонтанный, необдуманный характер, и основное количество расторгающих брак — это пары, которым не хватает семейного опыта, мудрости и терпимости.
Ранее президент Татарстана Рустам Минниханов высказывался на эту тему похожими рассуждениями [см. Рустам Минниханов: «Должна быть поддержка семей»]. «Раньше у нас вообще разводов не было. Я считаю, это очень хорошо. Развод — это не спор двух лиц: мужа и жены. А дети как? Хорошо, я понимаю, если детей нет, какие-то обстоятельства могут быть. Но если дети есть, если брак оформлен официально, должна быть ответственность, и процедура развода должна быть максимально сложной, затратной и длительной».
Именно сложную, затратную и длительную процедуру развода как раз и предложили депутаты. Предусматривается, что если пара решает развестись при отсутствии согласия одного из супругов и при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, суд принимает меры к примирению сторон и откладывает разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев. Кроме того, предлагается исключение возможности рассмотрения дела о расторжении брака в порядке заочного производства. Это, по мнению депутатов, позволит свести к минимуму случаи расторжения браков без выяснения мнений второй стороны.
Авторы инициативы уверены, что увеличение срока бракоразводной процедуры даст шанс супругам на примирение и сохранение семьи. Между тем, парламентарии, принимая закон, сомнения не скрывали. «А как же насчет принципа „Насильно мил не будешь?“, — задался вопросом депутат Николай Рыбушкин. — По Семейному кодексу процесс рассмотрения судья может растянуть на шесть месяцев. А мы просто узакониваем эти три месяца на примирение. Может стоит изменить сроки заключения брака, а не сроки расторжения»?
Депутат Халил Гиниятов подкрепил сомнение зала вопросом, не пострадают ли от этого дети? «Может проще быстрее развести не любящих друг друга папу и маму, чем портить психику ребенка?», — высказался депутат.
Альбина Шафалеева ответила всем. Насильно удерживать и сохранять семью, которая обречена на развод, по ее словам, никто не собирается. К тому же, месяц и три месяца — не такая большая разница. За этот период супругам могут быть предложены и примирительные процедуры, и помощь различных специалистов, которые помогут сохранить семью только в том случае, где действительно есть шанс на «спасение».
Предложенная поправка собрала 75 голосов, не поддержали инициативу только 2 депутата. Инициатива татарстанских парламентариев уйдет в Госдуму РФ. Авторы уверены, что в России сегодня действует очень простая процедура развода. По их мнению, предлагаемые меры позволят сократить значительное количество разводов и в целом положительно повлияют на общество.
Мария Андреева
Графика: Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: