«Нисходящий тренд в экономике не означает, что ваш личный тренд должен быть нисходящим»
Ситуацию, которая сложилась в российской экономике, Дмитрий Потапенко назвал рукотворной и искусственно созданной, и в самом начале пятичасового мастер-класса предупредил казанских предпринимателей, что «пересидеть ее не удастся».
«Перестаньте себя обманывать, — заявил „хирург сетевого бизнеса“, открывая встречу. — 2016 год — отличный, как это не покажется странным. Никакого отскока в экономике в лучшую сторону не произойдет. 2017−2018 гг. будут очень непростыми».
Между тем, по словам Потапенко, от того, что экономика схлопывается, совершенно не обязательно должна схлопываться чья-то компания. В особенности та, собственник которой, не просто продает товар, а удовлетворяет потребность потребителей.
«Потребности никуда не исчезают, меняются способы их удовлетворения. Вы их можете удовлетворять иными возможностями. Танцуйте вокруг своего клиента. Сегодня присутствует нисходящий тренд в экономике, но это не значит, что ваш личный тренд должен быть нисходящим».
«Я бы разогнал все структуры поддержки предпринимательства»
«Когда существуют некие госкомитеты и комиссии, которые распределяют финансирование, это такая кормежка. Чиновники сели, а бизнес приходит к ним с трясущейся ручкой: вот мне бы… И они с барского плеча отписывают… Цифры разные, суть от этого не меняется. Надо всю эту гвардию разогнать, отобрать у них зарплаты, красивых секретарш, офисы… И на сэкономленные деньги дать предпринимателям налоговые послабления».
Дмитрий Потапенко «искренне не понимает», почему какой-то комитет может выдавать деньги бизнесу по другим условиям, нежели это делает банк. «Спустите документы, которые принимает комитет от бизнеса на субсидии и гранты, в банки. Пусть финансовые учреждения занимаются своими прямыми обязанностями».
«Деофшоризации не будет»
«Офшор — это всего лишь юрисдикция с определенным налогообложением, не надо ее сакрализировать, говорить о том, что она плоха или хороша. Она специально создавалась. Офшоры удобны всем странам. И сколько бы все страны не говорили, что они, якобы, борются с офшорами, это от лукавого. Потому что офшоры создавались при всемирной поддержке».
Разрекламированной деофшоризации, по мнению Потапенко, не будет. «Это показала и доказала панамская история», — считает он. При этом, как говорит Потапенко, офшоры используются не для налогообложения, а для защиты прав собственников.
«Российские товары не вписываются в европейские рынки»
Российские товары в большинстве случаев практически невозможно вывести на европейские рынки, считает Потапенко. Он объясняет это потребительскими предпочтениями запада.
«Когда мы говорим об экспортном направлении, проблема заключается в том, что у европейцев сильно другие предпочтения, и рынок очень стандартизирован. Товары российских производителей не вписываются в него.
Прежде чем выходить на экспорт, надо понимать, что перепад по цене не столь значительный — нельзя сказать, что мы, благодаря опять-таки действиям наших властей, девальвировали рубль настолько, чтобы нам было возможно выходить на экспорт. Плюс процедурные вопросы, которые касаются поставок, растаможки и проч. — настолько проблематичны, что мы не вписываемся туда даже процедурно. Там рынок не красный — они готовы принять наш товар, но он должен жестко соответствовать рынку, а у нас ни товар не соответствует, ни по процедурам мы не попадаем".
«В России нет рынка качества, есть рынок цены»
Из-за кризиса, падения доходов населения и крайне низкой покупательной способностью производители вынуждены идти на хитрости — уменьшать вес товара, упрощать рецептуру… Товар стал менее качественным, но он не стал небезопасным, говорит Потапенко.
«Все, что касается предоставления товаров и услуг в России — это рынок цены. Это уже несколько лет так. Слово качество — это в России маркетинговая спекуляция. Ты обязан сказать потребителям, что у тебя товар дешевый, но качественный. Это не более чем симулякр.
Сегодня в России потребители покупают не товар, а физические калории, если мы говорим о продуктах питания. К сожалению, в ближайшие 5−7 лет ситуация будет только ухудшаться. Я бы с большим удовольствием продавал небольшую упаковку по более высокой цене и называл ее качественной. Но сегодня она никому не нужна".
«Коррупция — двигатель корявой системы»
«В целом управление российским государством — идеально, как не покажется это странным. Есть «замечательные люди», которые создают законы, они осознанно создают законы, которые не коррелируют друг с другом. Это позволяет обеспечивать законодателя постоянной работой, его друзей и родственников — постоянной работой, как комиссий по исследованию этих законов, плюс ко всему, все это спускается на исполнительский уровень. То есть система — идеальна.
Коррупция — двигатель убогой экономики. Для предпринимателей, чем плоха коррупция. Потому что для предпринимательства это увеличение себестоимости и усложнение бизнес-процессов. Вместо того чтобы сделать примитивный отчет о прибылях и убытках, мы думаем, что еще на этапе упаковки к нам придет Роспотребнадзор или пожнадзор, и нужно что-то сделать., что в конечном счете, увеличит стоимость товара".
Зачем все это нужно…
На вопросы из зала о том, зачем известный и успешный бизнесмен колесит по городам, Потапенко ответил, что миссией своей видит необходимость показывать и доказывать людям, «что предприниматели — не сволочи, и не уроды».
«Предприниматели создают страну, а не те, кто с ксивами. Те, кто с ксивами — поджирают страну, потому что они не создают продукт. Даже последний шаурмишник создает страну…
Многие говорят пренебрежительно в отношении предпринимателей, что мы — «купи-продай». Нет вопросов. Дорогой товарищ, который произнес, что предприниматель — это всего лишь «купи-продай», сними с себя рубашку, часы, штаны и все остальное, потому что это «купи-продай», тебе все это сделали и привезли. Не только произвели, но и довезли и предложили в магазине прямо рядом с домом…
Туры — это работа после работы. Работа каждого предпринимателя, каждого из нас. Не нужно отмахиваться".
В ходе обсуждения Потапенко признался, что вошел в управление партии Бориса Титова «Правое дело», которую бизнес-омбудсмен презентовал в Казани в марте [см. Борис Титов позвал бизнес Татарстана в «новую экономическую реальность»]. «Куда-то нас зовут и если куда-то нас пропустят, то мы куда-то дойдем», — сначала уклончиво отвечал он на вопросы из зала о собственных политических амбициях.
Между тем, позже Потапенко пояснил, что в партии Титова его зоной ответственности является именно малый и средний бизнес. «Моя задача, если все прокатит, пинать этих толстомордых (депутатов Госдумы РФ, ред.) с точки зрения законопроектов для МСБ».
Записала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: