Работая над обзором культурных событий, которые состоятся в Казани в ближайший месяц, я еще раз подумала о том, что досуг, или свободное (от работы, семейных обязанностей и неотложных дел) время, — это одна из главных ценностей взрослого человека.
Подумать только, как мало у нас свободного времени! Один-два часа в день, несколько часов в неделю… И то, на что мы тратим эти драгоценные минуты, наверное, определяет достоинство и уровень развития человека.
Можно «зависнуть» в соцсетях или посмотреть сериал по ТВ, можно почитать книгу, заняться фитнесом/йогой/бассейном, прогуляться по весенним улицам… А можно — посетить театр/концерт/выставку и дать себе шанс испытать особое интеллектуально-эмоциональное удовольствие.
Искусство
По роду своей деятельности и образования лично я тяготею к музыкально-театральным событиям: именно музыка чаще всего дает ощущение близости к сакральному. Визуальные искусства, увы!, часто выпадают из поля зрения, поэтому … с них сегодня и начнем.
В Государственном музее изобразительных искусств РТ (К.Маркса, 64) проходит выставка выдающегося живописца Карла Брюллова из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). В двух залах на втором этаже бывшего особняка генерала Сандецкого разместились около 50 работ «русского итальянца», в том числе знаменитые «Последний день Помпеи» и «Девушка, собирающая виноград». Оценить романтическую приподнятость, неуловимые переходы цвета, колорит и динамику полотен и акварелей Брюллова, а также освежить свои знания об основной коллекции музея, можно ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.
Еще один художник, о котором говорят в эти дни в Казани, — голландец Винсент Ван Гог. В Казанском ТЮЗе (Островского, 10) поставлен спектакль «Из глубины…», вдохновленный творчеством гениального безумца.
«Идея постановки — переложить письма художника брату Тео и друзьям на язык музыки, а полотна — на язык пластики через танец Буто (авангардный японский стиль)», — поясняется на сайте ТЮЗа.
Источник фото: kazan-tuz.ru
И действительно, актеры на сцене не произносят ни одного слова, в течение всего действа движутся как в замедленной съемке, демонстрируя пластичность тел, странные позы и сочетания. Краски, тона, штрихи — сам стиль полотен Ван Гога, как ни удивительно, оживает в музыке спектакля, написанной Эльмиром Низамовым и блестяще исполняемой квартетом a capella. Последний премьерный спектакль состоится 1 апреля, начало в 18.30.
Музыка
Соглашаясь со словами классика, что «из всех наслаждений жизни, одной любви музыка уступает», перейдем к обзору собственно музыкальных событий. Государственный симфонический оркестр Татарстана приглашает на VI Международный фестиваль «Рахлинские сезоны», посвященный памяти выдающегося маэстро, возглавлявшего коллектив в 1966−79 гг., Натана Рахлина.
Четыре концерта (с 9 по 20 апреля), парад приглашенных дирижеров и солистов, а главное — очень любопытная программа, включающая крупные симфонические полотна Шуберта, Бетховена, Малера, Брамса, Вагнера… Осталось определиться с датой, но посетить — обязательно!
Казанская консерватория с 5 по 7 апреля проводит Международный джазовый фестиваль «Лундстрем-Fest», посвященный 100-летию со дня рождения знаменитого музыканта, «занесшего» джаз в Казань, — Олега Лундстрема. Отметить юбилей легендарного советско-российского джазмена (и к слову, выпускника Казанской консерватории) в столицу Татарстана приедут: звезда «Голоса», джаз-дива Этери Бериашвили, одна из самых востребованных российских джазовых певиц Анна Бутурлина, пианист и организатор фестивалей Леонид Винцкевич, историк джаза Владимир Фейертаг, барабанщик Вартан Бабаян, а также Московский оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением народного артиста России Бориса Фрумкина. Концерты открытия и закрытия пройдут в Большом концертном зале РТ им. С.Сайдашева, остальные мероприятия — в консерватории.
Еще два нео
бычных мероприятия, которые пройдут в ГБКЗ РТ (пл.Свободы), привлекли мое внимание. 10 апреля семьи с детьми приглашаются на дневной концерт абонемента «Органное королевство». Концерты этого цикла — это совершенно прелестные программы, понятные детям с 3−4 лет: короткие пьесы, демонстрирующие разные регистры и тембры «короля инструментов», мультяшная визуализация или песочная анимация, ожившие куклы-солдатики-игрушки на сцене, простой сюжет — все это действительно вызывает восторг юных зрителей. Родителям, задумавшим воспитать вкус к классике у своих чад, советую приобрести сезонный абонемент на один из образовательных циклов Большого концертного зала, их там немало.
27 апреля в Казани выступит финский хор «Эхо Отаниеми» (Otaniemen Kaiku). Любопытно, что коллектив, в составе которого коренные финны, использует в своем репертуаре в том числе и татарский фольклор, который бережно исследует и аранжирует (как известно, в Финляндии на протяжении полутора веков проживает многочисленная татарская диаспора, с одной стороны полностью интегрированная в европейское общество, с другой — сохраняющая свою национальную самобытность). Как финны поют «Сандугач» Яхина, узнаем 27 апреля в 18.30 в ГБКЗ РТ.
Источник фото: kazan-opera.ru
Ну и на десерт этого блока — мой любимый музыкальный театр. В Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля (пл.Свободы) в апреле идут спектакли текущего репертуара и началась подготовка к Международному фестивалю классического балета имени Рудольфа Нуриева, который пройдет с 11 по 28 мая. В этом месяце рекомендую (тем, кто еще не был) не пропустить грандиозный «Спартак» Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна (сложный, эффектный и очень увлекательный балет, уносящий нас в эпоху Рема и Ромула), а также концептуальную постановку оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, в которой напротив осуществлен перенос действия из средневековой Шотландии в современную Европу (какие актуальные ассоциации вызывают только первые слова либретто в редакции режиссера Михаила Панджавидзе: «Всемирный кризис. Банк Эштонов, вследствие неумелого ведения дел главы банка — Генри Эштона, находится на грани банкротства»(!). Билеты на спектакли Нуриевского фестиваля появятся в продаже 2 апреля. С афишей можно ознакомиться на сайте театра.
Тех, кому музыкального театра «вживую» недостаточно, проект TheatreHD приглашает на прямые трансляции спектаклей ведущих театров мира в кино (в Казани трансляции проходят в кинотеатре «Каро Фильм» в ТЦ «Кольцо»). 10 апреля можно посмотреть балет «Дон Кихот» Л. Минкуса прямиком из Большого театра России (Китри и Базиля танцуют хорошо знакомые поклонникам Нуриевского фестиваля Екатерина Крысанова и Семен Чудин), 19 апреля — оперу «Манон Леско» Дж. Пуччини в постановке нью-йоркского театра Metropolitan Opera (запись премьерного спектакля с Кристине Ополайс и Роберто Аланья в главных ролях), а 23 апреля — «Гамлета» (на английском языке с русскими субтитрами) в постановке Sonia Friedman Productions на сцене театра «Барбикан» с «шерлоком нашего времени» Бенедиктом Камбербэтчем в титульной роли.
Драматический театр
От Камбербэтча перейдем к театру драматическому, вернее, даже постдраматическому. С 7 по 9 апреля в творческой лаборатории «Угол» (Татарстан, 20) будут показаны 3 спектакля «театра post» — независимой театральной команды, созданной режиссером Дмитрием Волкостреловым и занимающейся «сближением актуального искусства и театра, исследованием современного мира театральными средствами».
Гастроли театра post в Казани осенью прошлого года имели большой резонанс (как минимум в профессиональной среде). И вправду, знакомиться с экспериментальными спектаклями — «Июль», «Я свободен» и «Молчание на заданную тему» — на тексты современных авторов, как исследовать новый для тебя мир — невероятно увлекательно!
Академические Камаловский и Качаловский театры в апреле приглашают на спектакли текущего репертуара. Кроме того, с 15 по 18 апреля на сцене театра им. Г.Камала состоятся гастроли русского драматического театра «Мастеровые» из Набережных Челнов. Об этом театре, существующем во втором по величине городе Татарстана с 1975 года, мы слышали много лестного, но возмож
ность оценить вживую сразу несколько работ коллектива, кажется, казанцам предоставляется впервые за последнее время.
Источник фото: kamalteatr.ru
Челнинцы представят четыре разноплановых спектакля — детектив «Свидетель обвинения» по А. Кристи, драму «Васса» по М. Горькому, «сны по мотивам произведений Н. Некрасова»»Осенняя скука» и психологическую драму «Кроличья нора» по Д.-Л.Эберу, ставшую лидером по количеству номинаций на вручении нынешней республиканской театральной премии «Тантана» и получившую хорошие отзывы экспертов. Создатели спектакля не рекомендуют «Кроличью нору» «к просмотру беременным женщинам и особо впечатлительным людям» и ставят на баннерах ценз «18+». Если вы относите себя к стойким и стрессоустойчивым любителям искусства, вперед за впечатлениями.
завлит театра оперы и балета им. М.Джалиля,
пресс-менеджер ряда культурных проектов
Жанна Мельникова
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: