Новости
24 Февраля 2016, 11:00

«Есть опасения, что конвенциональный банк, открывший исламское окно, функционирует как котел»

В марте в Казани откроется первый Центр партнерского исламского банкинга. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» экономист Ленар Салимов рассуждает о проблемах внедрения в России исламских финансов и говорит, что ключевой из них является отнюдь не законодательство.

Не в полной мере осознанная потребность уммы (мусульманской общины) в исламских финансовых инструментах проявляется не только в России, но и других странах мира. То есть это общемировой тренд. Спрос рождает предложение, однако имеют место препятствия, среди которых наиболее важным принято считать действующее законодательство.

Действительно, российская правовая система конфликтует с нормами шариата.

В частности, национальное банковское законодательство ориентировано на формирование банковской прибыли за счет процентной маржи (разницы в уровнях процентных ставок по банковским кредитам и банковским вкладам).

Например, статья 36 ФЗ «О банках и банковской деятельности» разрешает единственную форму получения дохода по банковскому вкладу физического лица следующим образом: «Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов».

Подобная модель банковской системы называется конвенциональной и предполагает нарушение такого запрета в исламе, как взимание ссудного процента (риба).

Очевидно, что вариант тотального преобразования российских законов ради легализации исламских финансовых инструментов всерьез не рассматривается.

СПРАВКА:

Наряду с таким запретом (харам), как риба, различают гарар и майсир. Гарар — «неопределенность», «риск», «опасность обмана», в том числе продажа вещи, отсутствующей у продавца, или вещи, имеющей неопределенные свойства, а также иные случаи неопределенности в сделках. Майсир — сделки, основанные на удаче, азартные игры, а также спекулятивные сделки.

Как следствие, обсуждается два варианта.

Первый вариант: если российское законодательство слишком трудно или невозможно переформатировать, то необходимо либо найти альтернативу развития исламских финансов в России посредством формирования «экспериментальной» отрасли права, относительно автономной от единого правового поля страны, с перспективой ее органичного включения в систему нормативно-правовых актов, либо публично признать невозможность в среднесрочной перспективе легализовать в стране финансовые операции, не противоречащие требованиям шариата.

Сценарий использования «чужеродных» для современной России правовых конструкций с последующей адаптацией, в том числе путем введения специального правового режима, не является пессимистичным.

Действительно, когда возникла потребность организовать в стране трастовые фонды, был оперативно издан указ президента РФ «О доверительной собственности (трасте)», механически заимствованный из англо-саксонской системы права и замененный потом правовыми нормами Гражданского кодекса в части организации доверительного управления имуществом.

А спрос на иностранные инвестиции в высокотехнологичные отрасли экономики России потребовал вне общего порядка организации инвестиционного процесса разработки специального правового режима для особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОР).

Второй вариант: если «перезагрузка» российского законодательства возможна, то необходима законотворческая инициатива. В настоящее время создана рабочая группа в структуре ЦБ РФ с целью легализации исламского кредита в пилотных регионах. Операция носит кодовое название «Партнерский кредит».

Определенный прогресс в части становления исламского банкинга в России создает ощущение правильности избранного пути. Однако я придерживаюсь иного мнения.

Ключевой проблемой является не законодательство, а отсутствие четкого понимания среди россиян (независимо от их вероисповедания) необходимости развития партнерского банкинга (и не только банкинга).

Опыт моей педагогической деятельности позволяет сделать вывод о многочисленных стереотипах относительно понимания содержания кредитных и иных финансовых операций. В частности, кредит определяется не иначе как предоставление денег взаймы под проценты, а исламский кредит — это тот же кредит, но с юридическими уловками (хийал), когда ссудный процент де-юре отсутствует, но де-факто он завуалирован.

Как следствие, стремление банков развивать исламский банкинг обуславливает открытие «исламских окон» в кон
венциональных банках.

Однако россияне интуитивно ощущают риск нарушения норм шариата (шариатский риск). Такой риск отсутствует только в том случае, если денежные потоки по привлечению и размещению по нормам шариата инвестиционных ресурсов отделены от конвенционального банкинга.

Существуют опасения, что конвенциональный банк, открывший исламское окно, функционирует как котел, в котором «варятся» и «грязные», и «чистые» деньги. Результат в таком случае очевиден.

То обстоятельство, что авторитетные в исламском финансовом мире специалисты предлагают исламский банкинг именовать иначе, есть проявление стратегического видения развития мирового рынка. В частности, Салех Абдалла Камель, основатель и руководитель саудовской «шариатской» банковской группы «Даллааль-Барака» заявил: «Исламские банки следует называть этическими банками».

Как следствие, информирование россиян об исламских финансах преимущественно теми СМИ, чья аудитория — это умма, укрепляет стереотип в общественном сознании: конвенциональный банкинг — это норма, а исламский — экзотика. В действительности, конвенциональный банкинг это «динозавр», который судорожно борется за выживание.

Крайне трудно оценивать «моральный» и «физический износ» современной финансовой системы в условиях, когда она стала привычной.

Рецепт успеха в борьбе с вредными привычками — акцентировать внимание на главный недостаток привычки. Таковым в отношении современной финансовой системы является несправедливость.

Несправедливо требовать возврата денег независимо от итогов реализации инвестиционного проекта, в отношении которого банк вынес вердикт: проект экономически эффективен, кредит одобрен. По той же причине несправедливо требовать у банка возврата денег вкладчику.

Граждане предъявляют спрос на вклады, нуждаясь в антиинфляционной защите сбережений. Однако для решения таких задач целесообразно использовать страховые продукты. Справедливость исламского страхования (такафул) заключается в возврате страхователям страховых взносов пропорционально тому, насколько совокупное страховое возмещение (компенсация ущерба) оказалась меньше ожиданий страховщиков.

В качестве резюме отмечу: справедливость финансовых отношений в полной мере отвечает принципам всех традиционных вероисповеданий. Именно в таком контексте и следует внедрять этичные финансы.

Доктор экономических наук,

профессор кафедры «Финансы и кредит» ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (Казань)»,

директор НИИ экологизации социально-экономических систем

Ленар Салимов

Специально для TatCenter.ru*

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Что нового в мае 2024  10:17

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: