Минсельхоз разработало законопроект «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». В документе прописано, что органической признается продукция, соответствующая требованиям национального или международного стандарта органической сельскохозяйственной продукции. Напомним, сейчас в мире существует три основные системы сертификации биопродуктов: в Евросоюзе, США и Японии. Предполагается, что только органическую продукцию можно будет называть «био» или «органик». На их розничной упаковке будет специальная маркировка.
Российский законопроект планируется внести на рассмотрение в Госдуму в декабре. Национальный стандарт предполагается разработать после утверждения законопроекта, гармонизировав его требования с международными.
Корреспондент TatCenter.ru обратился к эксперту портала по вопросам потребительского рынка, заместителю начальника казанского территориального органа Госалкогольинспкции РТ Дине Майловой с вопросом о том, чем же отличаются экопродукты от других товаров, и так ли нужна их маркировка.
Итак, экопродукты — это продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, изготовленная в соответствии с утвержденными нормативно-техническими документами, которые предусматривают отказ от использования или минимизацию использования пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок. В данной продукции исключено наличие генетически-модифицированных ингредиентов (ГМИ).
Дина Майлова:
— При выращивании экопродуктов на полях не применяют минеральные быстрорастворимые удобрения, а для борьбы с вредителями используют физические и биологические методы: ультразвук, шум, свет, ловушки, температурные режимы.
При производстве таких продуктов не допускается обработка рентгеновским излучением, а количество добавок сильно ограничено. Исключаются рафинирование, дезодорирование, гидрогенизация, в продукты не разрешается добавлять витамины и минералы, а также генетически модифицированные организмы.
Кроме того, по словам эксперта, в животноводстве должны применяться корма без консервантов, гормонов и антибиотиков, а условия содержания и перемещения животных должны быть максимально комфортными.
Экопродукты будут стоить в несколько раз дороже других товаров
По мнению Майловой, стоимость продуктов с маркировками «органик» и «био» будет значительно выше остальных товаров. Причина тому не только в маркировке, но, прежде всего, в условия производства таких продуктов:
— Сначала земле надо дать «отдохнуть от химии» несколько лет. Затем выращивать на ней культуры без ядов и удобрений, которыми, кстати, следует кормить животных с рождения. Экономия на удобрениях перекроется необходимостью большого количества рабочих рук и техники. Огромные затраты на выращивание, производство, транспортировку таких продуктов очевидны, а производитель, естественно, желает не только окупить свой титанический труд, но еще и прибыль приличную получить.
Говорить о том, насколько именно экопродукты станут дороже, Дина Майлова не стала, но отметила, что стоимость во многом будет зависеть от финансовой поддержки государства.
Проверить экологическую чистоту продукции достаточно сложно
Стоит обратить внимание, что сегодня на прилавках уже имеется продукция с приставкой «био». «Это в основном молочная продукция — йогурты и кефиры, содержащие полезные микроорганизмы, но это совсем не означает, что они произведены в соответствии с требованиями «органик», — пояснила Майлова. Эксперт также отметила, что проверить достоверность информации производителя об экологической чистоте продукции очень сложно, поскольку это понятие состоит из множества компонентов. Экспертиза должна быть настолько разносторонней, что ее стоимость трудно даже предположить.
Что касается маркировки экопродуктов, то заместитель начальника казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ подчеркнула, что если продукция соответствует каким-либо требованиям, маркировка не только допустима, но и обязательна. По мнению Майловой, российский потребител
ь маркировку читает, однако безоговорочного доверия к тому, что пишут производители на упаковках, пока нет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: