В программу фестиваля в этом году войдут 14 спектаклей и концертов, а участие в них примут 50 приглашенных певцов и дирижеров из девяти стран мира: Италии, Украины, США, Германии, России, Нидерландов, Белоруссии, Казахстана и Болгарии.
«Все спектакли фестиваля сегодня представляют лицо театра. Здесь есть абсолютно все: и масштабные полотна, и комические оперы, и DONA NOBIS PACEM („Даруй нам мир“) которая по жанру — ни опера, ни балет», — так обрисовал широкую палитру фестиваля директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.
«Все идет в запланированном режиме»
Несмотря на то, что 34-ый Шаляпинский фестиваль еще не состоялся, успехом и доверием зрителя он уже успел заручиться — билеты были полностью раскуплены через три дня после их поступления в продажу.
Кстати, цены на них в этом году практически не выросли — стоимость варьировалась от 500 до 2 тыс. рублей. Здесь организаторы поступили по отношению к зрителям гуманно: финансовые трудности, с которыми, по словам Мухаметзянова, фестиваль столкнулся в этом году, не стали решать за счет казанской публики.
«В этом году мы столкнулись со сложностями, прежде всего, финансового характера. И здесь основная задача была в том, чтобы наши финансовые формулы обеспечили безукоризненное выполнение требований, заложенных в договоре с артистическим составом.
Сейчас все состоялось так, как мы предполагали, все идет в запланированном режиме", — подчеркнул директор театра, пояснив, что под этим понимается и приезд артистов в Казань, и репетиции в режиме нон-стоп, и, как следствие, запланированное на 1 февраля — открытие Шаляпинского фестиваля премьерой «Трубадура».
«Трубадур», которого все мы ждем"
Спектакль для театра поставил американский режиссер советского происхождения Ефим Майзель. Оперу татарстанской публике впервые представили 25 октября прошлого года, так что постановка казанскому зрителю, несмотря на фестивальный дебют, знакома.
«Всегда есть первая линия спектаклей, которые театр должен содержать, потому что на них воспитываются как певцы, так и публика. „Трубадур“ относится к этим спектаклям», — подчеркнул значимость оперы Верди Мухаметзянов.
Кстати, еще он поделился мнением, что старой постановкой «Трубадура», жившей на сцене оперного еще до Майзеля, в театре «не были удовлетворены». Зато работой американского режиссера довольны, отметил Рауфаль Мухаметзянов, добавив, что театр и дальше будет сотрудничать с режиссером.
Фестиваль немного изменит состав певцов в «Трубадуре». Так, Мария Пахарь из Московского театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко исполнит партию Леоноры.
«Я узнал о ней только перед работой в спектакле, но все мои предполагаемые ожидания качества она превзошла уже на данный момент», — рассказал Ефим Майзель.
Режиссер надеется, что «Трубадур», открывающий фестиваль, «будет именно тем Трубадуром, которого мы все хотим видеть».
Партию Манрико в спектакле исполнит Георгий Ониани (Германия), Азучена — Дина Хамзина (Астана-Опера), Графа де Луна — Эвез Абдулла (Германия), Феррандо — Сергей Ковнир (Национальная Опера Украины им. Т. Шевченко). Дирижер постановки — Василий Валитов из московской Новой Оперы. Нагрузка последнего в фестивале, по сравнению с прошлым годом, по заявлению директора, увеличилась, и театр также намерен продолжить сотрудничество с молодым дирижером.
Мир Баха
Спектакль DONA NOBIS PACEM или «Даруй нам мир» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, по убеждению организаторов, удивит казанского зрителя. Это просто таинственное «нечто» в двух действиях, говорят они.
Идея, хореография и постановка спектакля принадлежат хореографу Владимиру Васильеву, сам он на фестиваль приедет и выйдет на сцену в день фестивальной премьеры мессы. Мировая премьера же состоялась весной 2015 года в Казани, на сцене оперного театра им. Мусы Джалиля.
По словам директора театра, идея постановки была очень рискованной, и «вряд ли что-нибудь получилось, если бы все в нее
не поверили». В театре поверили. И принялись за работу, сложность которой можно оценить единственной фразой, сказанной Рауфалем Мухаметзяновым: «По этому спектаклю можно оценить уровень всей труппы».
В постановке принимают участие певцы Эмилия Иванова, сопрано (Болгария), Агунда Кулаева, меццо-сопрано (Большой театр России), Алексей Татаринцев, тенор (Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова), Максим Кузьмин-Караваем, бас (Германия).
Солисты балета — Кристина Андреева, Антон Полодюк, Аманда Гомес, Михаил Тимаев, Мидори Тэрада, Коя Окава. За дирижерским пультом — Винсент де Корт (Нидерланды).
Пиковая дама — в концертном исполнении
Еще одно ожидаемое публикой действо — концертное исполнение 2 февраля «Пиковой дамы» П.И.Чайковского. Премьера оперы состоится только в следующем сезоне. По убеждению театра, именно эта опера наряду с «Борисом Годуновым» М. Мусоргского, «Царской невестой» Н.А.Римского-Корсакова и «Евгением Онегиным» П.И. Чайковского обязательно должны находиться в репертуаре.
Партию Германа исполнит Олег Видеман (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета), Лизы — Елена Небера (Мариинский театр), Князя Елецкого — Владимир Мороз (Мариинский театр), партию Графини — Татьяна Ерастова (Большой театр России), Полины — Агунда Кулаева (Большой театр России), Графа Томского — Анджей Белецкий (Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова), Сурина — Сергей Ковнир (Национальная Опера Украины им. Т. Шевченко). Дирижер спектакля — Ренат Салаватов.
Шагимуратова и Березовский
Отдельная страница фестиваля — сольный концерт татарстанской оперной Дивы — Альбины Шагимуратовой. За фортепиано 16 февраля зритель увидит известного пианиста Бориса Березовского. По заявлению Рауфаля Мухаметзянова, Альбина сейчас очень востребована в мире, и она — «вторая в России после Анны Нетребко».
Завершится фестиваль традиционным Гала-концертом «Молодые голоса», который будет проходить два дня подряд — 19 и 20 февраля.
Общую картину фестиваля, которую зритель ощутит уже совсем скоро, хорошо характеризуют слова одного из его участников, Эвеза Абдуллы из Германии: «Я уверен, что все будет хорошо, все твердо в руках, все под контролем. Мы уже устали от модерна, который видим, разъезжая по миру. За этими новыми „идеями“ зачастую стоит отсутствие идеи, замысла композитора. А сюда (в Казань) приехал — и видишь, что здесь Верди. И никто не мешает воплощать нам те образы, которые задумал композитор».
34-ый оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина — это опера, которую нужно сначала слушать, а потом уже смотреть, это постановки, где модерновые джинсы никогда не заменят традиционные фраки и платья. Это великие композиторы Верди, Бах, Россини, Пуччини, Чайковский и Мусоргский. Это классический, знакомый и слуху, и глазу, театральный репертуар в исполнении представителей мировой оперной сцены.
Валерия Манжелиевская
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: