Разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа — компания Cognitive Technologies — провела социсследование, в ходе которого спросила россиян, как должен поступать беспилотник в критических ситуациях. Например, когда невозможно избежать ДТП или неизбежен ущерб здоровью и жизни людей.
Удивительно, но более трети опрошенных россиян разрешила беспилотнику причинять вред участникам дорожного движения — давить пешеходов или выезжать на «встречку».
На начальном этапе организаторы исследования подготовили описания нескольких типичных ситуаций с участием авторобота, требующих моральной оценки поведения искусственного интеллекта. При этом рассматриваемая модель предполагала полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено.
Главный вывод исследования: россияне намерены обязать искусственный интеллект функцией минимизации общего числа пострадавших в аварии. Почти 71% респондентов был готов направить авторобот в кювет, чтобы не задавить других людей.
Однако треть респондентов разрешила беспилотнику причинить вред другим участникам дорожного движения.
Не группу, а одиночного пешехода беспилотнику разрешили задавить еще большее количество опрошенных.
Интересно, что после того, как исследователи разъясняли респондентам, что направляя беспилотник в кювет, пострадает его пассажир, на месте которого, кстати, мог бы оказаться и сам респондент, мнение участников опроса менялось.
К примеру, 43% респондентов так и не смогли определить наиболее и наименее «ценных» участников дорожного движения.
Тогда исследователи, и это устроило большинство участников соцопроса, предложили использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП. Чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать.
К примеру, если перед автороботом в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет.
Результаты исследования, как рассказала президент Cognitive Technologies Ольга Ускова, компания намерена использовать для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования.
Беспилотник — серийный КАМАЗ-5350, на котором было установлено необходимое оборудование, во второй половине прошлого года уже тестировали глава челнинского автогиганта Сергей Когогин, а чуть позже — министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
«КАМАЗ двигался без управления человеком по заданной программе, автоматически поддерживал дистанцию до предыдущего автомобиля, сам отслеживал траекторию движения. Я внимательно следил — водитель не касался ни руля, ни педалей. Это было здорово!», — делился Ливанов впечатлениями.
Напомним, в 2016 году 10 млрд рублей выделил президент России Владимир Путин на создание перспективной техники, в том числе КАМАЗа-беспилотника. Финансирование будет идти по программе «Национальная технологическая инициатива», а распоряжаться деньгами будет Агентство стратегических инициатив (АСИ).
Ранее сообщалось, что минпромторг РФ до 2019 года выделит 18 млрд рублей на проект разработки беспилотных «КАМАЗов». Инвестиции автогиганта составят 90 млн рублей. Еще 300 млн рублей от минобрнауки РФ получит непосредственный исполнитель проекта — Cognitive Technologies.
К слову, эта же компания в ОЭЗ «Иннополис» будет делать для Татарстана и беспилотную роботизированную сельхозтехнику. В проект в ближайшие пять лет планируется инвестировать 15 млрд рублей, в том числе 380 млн рублей в 2016 году.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: