На этой неделе президент России Владимир Путин увидел дополнительные возможности для малого и среднего бизнеса в кризис, в том числе, в курсовой разнице. Об этом он заявил на предпринимательском форуме «Малый бизнес — национальная идея?».
Предприниматели Казани такие возможности пытаются найти и рассказывают о способах выживания в сложившейся экономической ситуации, главным из которых пока что является сокращение издержек. На фоне падения покупательской способности населения большие надежды малый бизнес Казани возлагает и на приток в город туристов.
«Год прошел неважно, — признается владелец торговой сети „Букет Столицы“ Евгений Сеньковский. — Цветы — это не продукты питания, не предмет первой необходимости. И, естественным образом, количество потребителей снизилось, средний чек упал».
По его словам, выручка в рублях по сравнению с 2014 годом в компании выросла незначительно. «А в твердой валюте — сократилась процентов на тридцать, и это, несмотря на то, что сеть открыла еще 12 новых объектов», — сетует Сеньковский и добавляет: цветочный бизнес сильно зависит от зарубежных производителей — более 90% цветов «Букет Столицы» закупает в валюте.
«Мы линейно связаны с курсом валют, — говорит предприниматель, — местный рынок же представлен сейчас очень слабо, он не может гарантировать четкое выполнение заказа, потому что не знает, сколько и чего точно вырастет. Цветочный бизнес специфичен еще и тем, что многие растения в российской полосе просто не выращиваются».
Схожая «валютная» ситуация и в пиротехническом бизнесе. По словам генерального директора сети магазинов «ХороShow» Расула Садриева, вся пиротехника завозится из Китая. Цены поставщика в 2015 повысились на 60%, на столько же выросла стоимость товаров в казанской сети. В итоге 46% покупателей в этот раз за салютом в магазины не пришли. Однако Садриев не жалуется: зимой у него «высокий сезон».
«На сегодняшний день процентов 80 людей приходят к нам независимо от цен. Соседние регионы говорили, что с повышением на 60% в магазины никто не пойдет. Но сезон мы закрыли с выручкой в плюс 2−3% к предыдущему году», — говорит предприниматель.
По заявлению Садриева, сеть пересматривает свои расходы, «вплоть до копеек» смотрит, какой магазин сколько приносит денег. В итоге неэффективные точки будут оптимизированы.
«Нехватка финансов (кстати, именно об этой проблеме для МСБ речь шла на форуме „Малый бизнес — национальная идея?“) — это основной вопрос 2015 года. Если не наполняется финансированием крупный бизнес, то это влияет и на малый, и на потребителя… Заказ и финансы — вот то, что нужно сейчас малому бизнесу», — констатирует первый заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев.
По представлению Николаева, в условиях кризиса в малом бизнесе будут выживать исключительно профессионалы.
«Любая экономическая ситуация дает новые возможности для бизнеса, если он не жесткий, не заскорузлый… Если человек всегда находится в тепличных условиях, то чуть-чуть окно откроется, и его тут же продует. Поэтому я с опаской смотрю, когда говорят «давайте больше денег на поддержку малого бизнеса».
С практической точки зрения к этому вопросу подходит и Евгений Сеньковский, по словам которого, в условиях кризиса рынок «освобождается» — слабые игроки и те, кто неэффективно вел свой бизнес, уходят. Соответственно, для других, выстоявших, открывается возможность занять освободившуюся нишу рынка.
Заместитель председателя исполкома Казани по экономическому развитию Иван Кузнецов уверен, что малый бизнес в России — элемент «очень гибкий» — он быстро адаптируется во внешней среде. Кузнецов уверяет, что дифференцированная экономика Казани лучше любого другого города-миллионника подготовлена к различного рода кризисным ситуациям. В целом, согласны с ним и предприниматели.
«Проблема в том, что у нас очень маленький горизонт планирования — мы не знаем, что будет через год. Но надо двигаться туда, куда движ
ется город. Например, туристические направления. Туристов в Казани с каждым годом на 20% больше», — замечает Расул Садриев, по словам которого туристы «вышли из центра Казани» и заходят в точки и в других районах города, главное — создать продукт и условия.
Другая тенденция, вылившаяся в возможность, — развитие национальных производств. В Татарстане в это плане нашумевшим стал стартап предпринимателя Султана Сафина — сеть национальных халяль-кафе «Тубэтэй».
«Город меняется, и мы стараемся выйти на международную арену. Именно поэтому появилась сеть „Тубэтэй“. Она несет в себе национальный колорит, здесь местное производство, локальная кухня», — рассказывает он.
Предприниматели Казани подчеркивают: гибкий малый бизнес выживает в кризис благодаря способности поймать тенденции, адаптироваться под меняющуюся экономическую ситуацию. Помехой этому, по их словам, становятся административные преграды. Однако Иван Кузнецов предпринимателей заверяет, что «никто в исполкоме не ставит перед собой цель что-то пресечь, что-то сократить». Чиновники, по его словам, соблюдают «баланс интересов».
Должно быть «и вашим, и нашим» — как жителям, так и предпринимателям, поясняет Кузнецов и добавляет, что исполком не вмешивается в дела бизнеса, а создает условия для развития. Однако последние всегда должны и будут соответствовать требованиям, резюмирует он.
Валерия Манжелиевская
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: