Прокурорский надзор должен уйти от формализованного подхода к жизненным реалиям и сосредоточиться на достижении конкретного социального результата, заявил прокурор РТ Илдус Нафиков на итоговой коллегии ведомства.
«Разум, справедливость и человечность»
По словам Нафикова, в оценке своей работы в ведомстве отказались от формальных количественных показателей сравнения мер прокурорского реагирования текущего с предыдущим годом.
«Это вело на практике к дроблению выявленных нарушений и актов реагирования по количественному признаку, сосредоточению усилий на мелких, несущественных деликтах, привлечению к ответственности множества второстепенных лиц, стремлению не искоренить нарушения, а оставить возможность их выявления на следующий отчётный период. Формально тоже по закону, а по существу — абсурдно», — констатировал он.
В применении закона должны присутствовать разум, справедливость, человечность, считает Нафиков.
«Без своего духовного основания он [закон] мёртв. К этому же я призываю руководителей и других правоохранительных органов, для многих из которых всё ещё присущ формализованный подход к работе», — заявил прокурор.
Прокуроры «без принципов»
C 25 января управление общего надзора при республиканской прокуратуре начнет работать в новом формате. В подтверждение своих слов Нафиков публично отчитал прокуроров на местах за формальность работы. Упущения допущены в Лениногорской, Азнакаевской, Тукаевской, Кукморской, Пестречинской и Высокогорской городских и районных прокуратурах.
Лишь после вмешательства аппарата прокуратуры республики приведены в соответствие с законодательством 200 муниципальных нормативно-правовых актов, сказал Нафиков. В частности, под «раздачу» попал прокурор Тукаевского района.
«Обращаю внимание на недопустимость ситуаций, когда прокурор, опротестовав по формальным основаниям нормативно-правовой акт, далее бездействует. Так, в Тукаевском районе по протесту прокурора были отменены две социально-важные программы предупреждения терроризма и безопасности дорожного движения), поскольку приняты они были в нарушение закона не исполнительным, а представительным органом. Исполкомом же они были приняты лишь по инициативе прокуратуры республики.
А где же были Вы, Айрат Фаритович (Галимарданов — прокурор Тукаевского района)? Где Ваша принципиальная позиция, где ориентация на конечный результат, почему не отреагировали на бездействие исполнительной власти, почему сами бездействовали? Мы Вас наказали за формальный подход, из этого Вы обязаны сделать надлежащие выводы".
Обещания для бизнеса и угрозы для коррупционеров
Илдус Нафиков в докладе упомянул и антикоррупционную работу (возбуждено 72 уголовных дела, но, по словам прокурора, нужно «больше привлекать юрлица и следить за неоправданными расходами должностных лиц»).
«В прошедшем году возвращены в бюджет более 260 млн рублей по искам прокуроров и более 1,5 млрд рублей в результате других надзорно-предупредительных мер. К ответственности привлечено около двух тысяч должностных лиц.
В истекшем году нами было инициировано привлечение к дисциплинарной ответственности двух министров. Подобная практика будет продолжена, а прокурорам на местах так же, невзирая на ранги, принципиально реагировать на нецелевое, неэффективное расходование бюджетных средств", — поручил Нафиков.
Отдельные коррупциогенные предпосылки создает и дискредитирует государственную правоохранительную деятельность «хаотичное размахивание дубиной уголовного преследования».
Так, Илдус Нафиков заявил, что в РТ «характерным стало поверхностное, легкомысленное отношение к возбуждению уголовных дел».
«Досталось» от Нафикова и республиканским ведомствам.
«Несмотря на то, что законодатель расширил полномочия следственных органов на стадии доследственной проверки, чтобы избежать необоснованного проведения расследования, органы Следственного комитета в вопросах возбуждения дел проявляют недопустимую поспешность, относятся к соблюдению прав граждан формально и безответственно», — заявил прокурор республики.
Каждое подобное дело, возбужденное без достаточных основ
аний, по словам Нафикова, ставит на человеке «клеймо» потенциального преступника, хотя и возбуждается «якобы по факту».
Поспешные обыски, выемки документов, «зачастую без разбора и какого-либо порядка», дезорганизуют работу государственных и муниципальных органов, коммерческих организаций.
«А результат? В следственном управлении СК по республике прекращается каждое четвертое уголовное дело. По отдельным категориям ситуация еще хуже».
«В угоду произвольно сформированным рейтинговым показателям стадия процессуальной, доследственной проверки фактически ликвидирована, хотя следователям иных органов ее хватает для того чтобы разобраться с необходимостью проведения расследования. В истории нашей страны такие периоды уже были, и кончалось всё плохо».
Также Нафиков сказал, что необходимо усилить работу в части налогового законодательства — недоимка по налогам на 36% говорит о выводе капиталов и уходу в тень. В отношении малого и среднего бизнеса прокурор призвал продолжить работу по снижению проверок добросовестных предпринимателей и административного барьера для сельского хозяйства.
«Как грубейший проступок буду расценивать отсутствие прокурорского реагирования на надуманное возбуждение уголовного дела в отношении предпринимателей, нарушение подследственности, использование правоохранительных механизмов для решения коммерческих споров», — предупредил прокурор.
«Адмирал» и гибель детей на пожаре: «выводы до сих пор не сделаны»
Жестко Нафиков высказался в отношении происшествия в Лениногорском районе. Он сказал, что трагедия в ТЦ «Адмирал» ничему не научила, а многие руководители «не повернулись лицом к проблеме безопасности». И речь здесь идёт не только о пожарной безопасности, а вообще об отношении к людям.
«Обращаю внимание всех руководителей, что каждая подобная трагедия будет рассматриваться через призму уголовной ответственности. Никто не избежит сурового наказания».
Преступность растет
В целом, Нафиков по итогам 2015 года констатировал ухудшение криминогенной обстановки в Татарстане. Отрицательные тенденции отмечаются в динамике преступлений, совершённых несовершеннолетними, ранее судимыми, в состоянии алкогольного опьянения. Более 60% преступлений совершены лицами без постоянных источников доходов.
Наблюдается ухудшение и других социально-экономических характеристик преступности — телефонное мошенничество, преступления в области высоких технологий, наркотики.
По словам прокурора, в течение 8-летнего снижения преступности на территории РТ «многие руководители самоуспокоились». Однако как заметил Нафиков, удалось избежать установления в Татарстане «влияния лидеров преступного мира» (с полным докладом Нафикова можно ознакомиться на сайте прокуратуры РТ).
На коллегии выступил и замгенпрокурора РФ Сергей Зайцев, который, отметив результаты республиканского ведомства, перешел к критике. В частности, Зайцев обратил внимание на соблюдение интересов предпринимателей, законов в лесном хозяйстве, общий рост преступности.
«Следует не только повысить эффективность правоохранительной деятельности, но и серьезно пересмотреть организацию взаимодействия с населением. Нужна продуманная разъяснительная работа и обратная связь», — заявил он.
Зайцев отметил также, что необходимо уделить внимание антитеррористической безопасности и бережно относиться с согласию народов на территории РТ.
Тему продолжил и прокурор Нурлатского района Рамил Гарифуллин, который вспомнил про массовую драку 2013 года.
Гарифуллин, напомним, приехал в Нурлат спустя три места после инцидента, а сегодня он рассказал про проведенную работу. По его словам, в районе не было должной национальной политики, но были «необоснованные привилегии отдельным национальным группам Северного Кавказа при выполнении государственного и муниципальног
о заказа». Не было и должного миграционного контроля.
«Мы имели дело с криминальными разбирательствами групп, во главе которых находились выходцы с Кавказа, а также с бытовыми разбирательствами внутри поселения. В настоящее время рецидив исключен», — заявил Гарифуллин.
Президент РТ Рустам Минниханов, в свою очередь, призвал ведомство Нафикова уделить особое внимание расходованию госсредств и исключить их нецелевое использование.
Он рассказал о планах внедрить программный продукт, который позволит прокуратуре и минюсту быстрее проверять муниципальные нормативные акты, а также обозначил ключевые ориентиры работы в 2016 году — обеспечить исполнение законодательства в сфере оплаты труда, пресечь проблемы в долевом строительстве, противодействовать экстремизму и терроризму и усилить контроль в природоохранной сфере.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: