Новости
15 Января 2016, 10:20

Рестораторы Казани: средний чек упал, а трафик посетителей — нет

Прошедший год для сегмента общественного питания выдался непростым. Санкции привели к запрету на ввоз многих зарубежных продуктов — мяса, фруктов, овощей и рыбы, из-за чего цены на отечественные товары выросли. В кризис изменилось и поведение потребителей — они продолжают ходить в кафе и рестораны, но оставляют в них меньше средств. Рестораторы рассказали, за счет чего им удается оставаться на плаву.

Кризис, санкции и падение доходов населения привели к общему спаду в сегменте общественного питания, в среднем, на 10−20\%. Рестораторы Казани подчеркивают: люди не перестали ходить по ресторанам и кафе — трафик посетителей прежний, однако средний чек в столице Татарстана сократился.

«2015 год по сравнению с 2014 был сложным, у нас был спад на 20\%, потому что мы напрямую зависим от покупательской способности населения. Зато появилась возможность заработать на внутреннем туризме — это положительная сторона кризиса», — рассказывает генеральный директор компании «ТатинтерРесторантс» Зуфар Гаязов.

Зуфар Гаязов

По словам генерального директора компании «Булатов Групп» Айдара Булатова, средний чек снизился в среднем на 10−15\%, тогда как трафик покупателей — всего на 3−5\%, а где-то остался и на прежнем уровне. В так называемом «демократичном секторе», по оценкам Булатова, даже заметен рост. «Кризис больше сказался на дорогих заведениях», — отмечает ресторатор.

Минимизировать возросшие расходы казанские рестораторы пытаются за счет импортозамещения, переработки блюд и оптимизации персонала. Последняя мера выливается в то, что работодатели стремятся к найму работников-универсалов, которые готовы выполнять более широкий круг задач.

Айдар Булатов

«В конце ноября — декабре 2015 года цены на фрукты и ягоды выросли в три раза, мы пересматривали процесс приготовления и, например, свежие ягоды заменили ягодным пюре», — рассказывает заместитель директора кафе-кондитерской «АндерСон» Мария Иванова.

По ее словам, все блюда повара в кафе готовят сами, таким образом ликвидируется посредник, на которого шли бы отдельные расходы. Мария Иванова также подчеркивает тенденцию к уменьшению среднего чека, однако рассказывает, что компания намеренно пошла на понижение цен на фоне падения доходов потребителей — все меню в кризис стало дешевле на 20\%.

Мария Иванова

«Большим кушем» для рестораторов Казани в 2015 году стал Чемпионат мира по водным видам спорта. Тогда была установка — работать с местными товаропроизводителями, вспоминают они.

«Мы работали с холдингом „Ак Барс“, компанией „Просто молоко“, „Белой Дачей“, тепличным комбинатом „Майский“ и другими», — вспоминает Зуфар Гаязов.

Сегодня рестораторы, развивая национальное производство, продолжают налаживать контакты с местными фермерами по примеру зарубежных стран, где, по словам Гаязова, именно фермеры выступают основными поставщиками продуктов. «У нас же этот сектор предложения пока не так велик», — сетует он.

В курс национализации производства и бизнеса закономерно «вписался» стартап Султана Сафина — директора татарской национальной сети быстрого питания «Тубэтэй», запущенной в прошлом году. На водном мундиале, напомним, «Тубэтэй» работал, к примеру, в парке FINA, а сейчас сеть в Казани насчитывает восемь точек.

Султан Сафин

«Казани давно не хватало такой национальной сети быстрого питания, которая могла бы конкурировать с теми же Макдоналдс и KFC», — поясняет суть идеи Султан Сафин, правда, признается, что после летнего ЧМ-2015 для сети быстрого питания в прямом смысле наступили холода.

Если в теплых ресторанах трафик посетителей сократился незначительно или остался на прежнем уровне, то в точках «Тубэтэй», расположенных на улице, трафик упал. Компенсировать потери Сафин старается доставками еды на дом и в офисы.

В период новогодних каникул рестораторы Татарстана ощутили наплыв клиентов. В центре столицы РТ — за счет большого количества туристов. Напомним, в новогодние каникулы Казань посетили более 133 тыс. туристов, а наибольшая туристическая активность как и в прошлом году пришлась на период с 3 по 6 января. В эти дни трафик в ресторанах, расположенных в центре, по словам рестораторов, вырос в два-три раза, а средний чек — на 15−20\%.

Чтобы не отпугнуть клиентов высокими ценами, рестораторы сохранили стоимость блюд на прежнем уровне. «В праздники цены мы не поднимали, несмотря на проблему с продуктами, стоимость которых в последние дни года сильно возросла», — заверил руководитель проекта «Чайхана P. Love» Нурислам Шарифулин.

Нурислам Шарифулин

В числе прочих проблем, осложняющих ведение бизнеса в Казани, рестораторы отмечают и невозможность предоставить клиентам парковочные места. По словам Айдара Булатова, отсутствие парковок рядом с пунктом общепита снижает выручку на 25\%.

Республиканская Ассоциация рестораторов и отельеров, председателем правления которой является Зуфар Гаязов, в диалоге с мэрий Казани добилась увеличения бесплатного времени для стоянки на платных муниципальных парковках — сейчас оно составляет 12 часов (с 21:00 до 7:00). В планах — сделать так, чтобы парковки были бесплатными после окончания рабочего дня — с 18.00.

«Это приведет в рестораны новых клиентов, — уверен Айдар Булатов (входит в состав казанского Совета по развитию малого и среднего предпринимательства). — Администрация города идет на диалог».

По его словам, в кризисное время, к мнению рестораторов власти стали прислушиваться больше. Соглашается с этим и Нурислам Шарифулин, по словам которого в Казани работают «адекватные надзорные органы».

«Они (надзорные органы) всегда идут на контакт. Просто не нужно доводить ресторан до такого состояния, когда к вам придут пожарные, чтобы закрыть его. Если ты неэффективно работаешь, то рынок тебя «выдавит».

По словам Султана Сафина, проблемы у рестораторов есть всегда. «Что-то делать — это всегда проблема. Но кризис рождает и новые возможности», — резюмирует он.

В целом, ключевыми задачами рестораторов в текущем году остаются оптимизация персонала, работа с местными производителями и фермерами, диалог с администрацией города, поставщиками и друг с другом.

Валерия Манжелиевская

Фото: РБК-Татарстан

Новости
07 Мая 2024, 13:19

Казанский аэропорт потратит на охрану ₽910 тыс.

Контракт будет действовать 12 месяцев.

АО «Международный аэропорт «Казань» объявило тендер на поиск охранного предприятия для предоставления услуг на протяжении одного года. Стоимость контракта составляет 910 тыс. рублей, он начнет действовать с 6 июля 2024 года. Техническое задание включает в себя:

сопровождение сотрудником исполнителя кассира заказчика при проведении инкассации паркоматов и пунктов осуществления платежей, находящихся на территории аэропорта;

обеспечение безопасности имущества и денежных средств заказчика, включая их транспортировку;

контроль общественного порядка на территории, прилегающей к паркоматам и платежным пунктам во время инкассации.

Напомним, реконструкция перрона в Казанском аэропорту завершится к 1 октября. На эти цели выделили 3,75 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: