Ключевой экономической темой последнего месяца стало состояние российского бюджета. Доходы бюджета за четыре месяца текущего года сократились на 14% г/г, в то время как расходная часть уже начала разворот в сторону большей активности.
Если за первый квартал расходы бюджета снизились на 12% г/г, то за четыре месяца темп снижения упал до 6%.
С учетом планов по бюджетной поддержке экономики на этот год, в ближайшие месяцы расходы бюджета начнут значительно возрастать, и неудивительно, что по итогам четырех месяцев дефицит бюджета уже вырос до 1,2 трлн руб. с 0,7 трлн в первом квартале.
Текущая динамика доходной и расходной частей бюджета лишь подчеркивает скрытые проблемы российской фискальной системы.
Речь идет о т.н. проблеме «фискального доминирования», когда бюджетные власти устанавливают планы по расходам исходя из текущих нужд и игнорируя вопрос стратегического бюджетирования. Так, ненефтяной бюджетный дефицит составлял в среднем 10% последние пять лет, что указывает на то, что правительство постоянно перераспределяло нефтяные доходы по экономике, финансировало чрезмерно высокие социальные (21% ВВП на уровне консолидированного бюджета) и оборонные (4% ВВП) расходы и усиливало уязвимость бюджета к шокам цены на нефть.
Кроме того, на проблему фискального доминирования в России указывает также и структурный дефицит бюджета. Этот индикатор отражает баланс бюджета, скорректированный на возможные циклические колебания доходов и расходов и рассчитанный в терминах потенциального объема ВВП.
При общем размере дефицита России в 2015 году на уровне 3,5% ВВП, ее структурный дефицит достиг 2,4% в этот период и, согласно МВФ, достигнет 4,3% в этом году.
По оценкам МВФ, в России наблюдается один из самых значимых структурных дефицитов бюджета.
Несмотря на то что замедление экономического роста в России носит структурный характер и, следовательно, не требует проактивной бюджетной поддержки, правительство все еще преследует свои собственные цели, допуская сильный бюджетный дефицит.
Иными словами, если раньше Россия с легкостью могла выдержать сравнение своей бюджетной позиции с другими развивающимися экономиками, устойчиво негативная динамика последних лет сильно ухудшила ее бюджетные перспективы.
В свете беспокойства о состоянии бюджетной сферы, предложения Алексея Кудрина о бюджетной консолидации выглядят своевременными.
Кудрин, напомню, недавно назначенный на пост заместителя председателя Экономического совета при президенте РФ предложил ряд структурных мер, направленных на поддержку инвестиционного роста в России. План предусматривает консолидацию бюджетных расходов и повышение пенсионного возраста до 63−65 лет. Хотя план все же содержит компонент государственной поддержки — в данном случае, инфраструктурных инвестиций, более жесткий подход к бюджетированию, о котором идет речь, необходим как для стабилизации фискальной политики в России, так и для более долгосрочных целей, связанных с инфляцией.
Однако основной вопрос по-прежнему заключается в том, насколько такой подход может быть реализуем накануне выборов и будет ли он частью более общих изменений инвестиционного климата, которые необходимы для запуска экономического роста.
главный экономист ОАО «Альфа Банк»
Наталия Орлова
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: