Приступая к обзору музыкально-театральной жизни Казани в минувшем 2015 году, хочу честно предупредить читателя, что мой пост носит субъективный характер. Причин этому несколько.
Во-первых, посетить все, даже интересные тебе, события невозможно чисто физически, думаю, это не нуждается в пояснениях. Кроме того, даже если ты и выбрался на замечательное и достойное мероприятие, твое восприятие произведения искусства в каждый данный конкретный момент обусловлено огромным количеством сознательных и бессознательных процессов, поэтому итоговое впечатление может отличаться от мнения твоего соседа по зрительному залу на 90\%. В этом сила и слабость искусства — оно может быть принято, считано, понято зрителями по-разному, поэтому объективности здесь ожидать невозможно.
Однако ж попробуем быть более или менее непредвзятыми. Объективно мы имеем следующее.
Без преувеличения: культурные процессы в Казани идут — работают театры, концертные учреждения, независимые площадки.
Нельзя не признать, что в республике активно развита фестивальная деятельность — есть тематические фестивали, например, старейший в России оперный Шаляпинский и балетный Нуриевский, театральный «Науруз» в Камаловском, ряд фестивалей классической и современной музыки Государственного симфонического оркестра РТ — каждый со своей четкой концепцией, Казанский фестиваль мусульманского кино (тоже со своим лицом, кстати), джазовые фестивальные проекты — в усадьбе Сандецкого, новый фестиваль в Ратуше, Kremlin LIVE…
Заслуживают внимания и смешанные, мультижанровые форматы — например, «Филармониада», новый Рождественский фестиваль Большого концертного зала РТ или суперпроект культурной программы Парка ФИНА в рамках Чемпионата мира по водным видам спорта, где были представлены десятки коллективов и фестивалей Татарстана.
Очень интересны новые, экспериментальные проекты в области современного искусства, активно инициируемые фондом «Живой город» и энтузиастами креативных пространств «Смена», «Штаб» и др.
Не забываем и о текущей деятельности учреждений культуры — выставки, репертуарные и гастрольные спектакли, концерты наших музыкантов и приезжих звезд, выставки, лаборатории, мастер-классы, кинопоказы — все это, и без привязки к волшебному слову «фестиваль», — заслуживало в уходящем году внимания зрителя.
Окидывая внутренним взором те культурные события, которые лично мне удалось посетить в уходящем году, отмечу, что среди них и вправду было немало хороших и очень хороших.
Добротно сделанная опера «Черная палата» на музыку Эльмира Низамова в постановке Георгия Ковтуна в театре Тинчурина. Державшие внимание, без «пустот», спектакли о Ходже Насретдине в театре Камала и «Любовь людей» в ТЮЗе (посмотрела его только в этом сезоне). Совершенно увлекший, интригующий, очаровавший своей непохожестью на привычный театр, запутавший в сети размышлений спектакль «театра POST» Дмитрия Волкострелова «Мы уже здесь» в театральной лаборатории «Угол». Искрометный, ироничный, невероятный по хореографическому языку шедевр Иржи Килиана «Шесть танцев», который на Нуриевском фестивале продемонстрировала труппа Белорусского балета, — постмодернистский взгляд на «галантный век» и тот редкий случай, когда комическое в искусстве не просто развлекает, а восхищает.
Таких «точек», ярких вспышек на карте моих впечатлений — десятки. Выуживать их из недр души приятно.
Например, для меня совершенным потрясением стал первый акт «Жизели» на Нуриевском фестивале, который — нет, не станцевали — прожили на сцене солисты «Ковент-Гарден» Итсиар Мендисабаль и Нехемия Киш. Мне кажется, я никогда не видела столь правдоподобной истории в балете — искусстве, ужасно условном и далеком от реальной жизни: я видела настоящую деревенскую девушку Жизель, некрасивую, но миленькую, доверчивую, с неустойчивой психикой; видела графа, помолвленного с ровней, который решил немного позабавиться, почему же нет, чем довел Жизель до сумасшествия. Увы, второй — «холодный» — акт, где герои не смогли достичь технической убедительности и преодолеть силу гравитации, чего требует романтический балет, скомкал все впечатление, но первый акт был совершенством — лично для меня.
Или вот еще пример — выступление скрипача Леонидаса Кавакоса на открытии 50-го сезона Государственного симфонического оркестра РТ. С оркестром под управлением Александра Сладковского он сыграл скрипичный концерт Сибелиуса — и это, правда, было очень профессиональное, хоть и несколько «холодное» исполнение. А на бис Кавакос исполнил несколько маленьких вещей сольно — тихо, «в себе», каким-то нездешним звуком — и, вдруг, время для меня остановилось…
Вот теперь о главном — о том, что сила искусства такова, что если сойдутся в одной точке мастерство артиста, зрительская восприимчивость и еще одному богу известные факторы (назовем их «звезды сошлись»), то зритель будет вытянут из своей земной оболочки.
Зритель переместится в какое-то иное измерение, забудет о времени и пространстве… Все это длится не вечность — как правило, несколько минут, потом ты возвращаешься в реальный мир, умиротворенный и взволнованный одновременно. Может быть, это называется античным словом катарсис, не знаю. Я это называю «выпасть из времени».
Такое «выпадение» в минувшем году случилось у меня дважды, оба раза на музыкальных событиях (да простит меня драма, увы, в этом году не могла посетить всего того, что хотелось).
В первый раз на премьере спектакля «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир») на музыку И.С.Баха в постановке Владимира Васильева в театре оперы и балета им. М.Джалиля. Спектакль синтетический, с хором, оркестром, балетом, солистами, цифровыми проекциями (отсыл к числовой символике музыки Баха). Спектакль не сюжетный, развивается словно по кругу, сцена за сценой — разные состояния, мысли, чувства людей. Если пытаться анализировать его идеологическую составляющую, можно прийти к самым банальным выводам. А если отдаться течению музыки и внять постоянному движению, как свойству меняющейся Вселенной, то можно настроиться на космический лад и с удивлением наблюдать, как из хаоса на время рождается гармоничная форма, а затем все рассыпается на фрагменты-атомы. Кульминация действия — ария меццо-сопрано (исполняла великолепная Агунда Кулаева) Agnus Dei — та точка, когда время растягивается, а ты словно поднимаешься от сиюминутных вещей в космические дали.
Рабочие проблемы, курс доллара, кризис, международная напряженность — все, что волнует и держит в напряжении весь год, — вдруг растворяется в сравнении с миллиардами лет молчаливого расширения Вселенной (ой, кстати сегодня в сети прочла прогноз ученых, что наш Млечный путь через 4 миллиарда лет столкнется с галактикой Андромеды, вот ведь!). Движение волны уносит песчинку в океан. Все мимолетно, все относительно, все когда-то начинается и заканчивается.
Второй совершенно «космический» отрыв произошел на юбилейном концерте Средней специальной музыкальной школы при Казанской консерватории. Кстати, могу посоветовать всем любителям и желающим приобщиться — в консерватории (в разных её небольших залах) проходит большое количество фортепианных, камерных, вокальных и смешанных концертов, вход на большую часть из них совершенно свободный — и это стоит посещать: много хорошей музыки, пусть не всегда в идеальном, но в довольно профессиональном исполнении. Словом, следите за афишей на сайте вуза.
Так вот, вернемся к 55-летию ССМШ, на котором выступал выдающийся пианист Михаил Плетнев. С ученическим оркестром ССМШ он исполнил фортепианный концерт Гайдна. Классика в исполнении романтического по складу пианиста Плетнева — это особое явление. Поначалу кажется, что Гайдн у Плетнева звучит не очень ритмично, неровно (а ведь строгий ритм — закон классицизма), что эти романтические интонации неуместны, непривычны.
Что удивительно, детский оркестр чутко поддерживает пианиста в его агогике, создавая нежную, словно призрачную, но уверенную «раму». Вторая часть, adagio, становится центром и смыслом композиции. Медленная, безумно медленная, тихая, «внутренняя» музыка — это интимное высказывание Плетнева, его ощущение себя в музыке сегодня, это исповедь зрелости от великого музыканта. Он потрясающий мастер фразы — длинной, нескончаемой: это, представьте, как говорить тихим голосом, медленно, обдумывая каждое слово, долго, не торопясь, о главном. Этот великий артист сумел остановить поток мыслей и заставить ловить каждое его «слово». Это была музыка, которую можно слушать бесконечно.
Ради таких моментов, правда, стоит ходить на концерты, посещать театры, учиться музыке, жить… Посещать мероприятия большие и малые — ведь никогда не знаешь, среди «какого сора» увидишь вдруг экзотический цветок, где получишь то самое, невероятное наслаждение от встречи с самим собой.
Мне кажется, искусство — это то, что делает нас мудрее. В наступившем году желаю субъективных переживаний в искусстве и ценителям, и новичкам. Поверьте, оно стоит того!
завлит театра оперы и балета им. М.Джалиля,
пресс-менеджер ряда культурных проектов и фестивалей
Жанна Мельникова,
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: