Про потенциал и статус президента Татарстана
Сложности в экономике, которые Татарстан начал испытывать в 2015 году, удалось минимизировать, благодаря потенциалу республики.
«Республика успешно завершает 2015 год. Мы реализовали все свои программы и проекты. Все это вселяет оптимизм, что принятые меры позволят и в 2016 году двигаться по пути успешной реализации тех планов, которые мы наметили и в послании президента РТ, и подкрепили бюджетом», — сказал Мухаметшин.
Между тем, ответа на один из ключевых вопросов года, волнующих татарстанцев, — наименование высшего должностного лица республики в будущем — Фарид Мухаметшин пока не дал.
«Ничего нового, к сожалению, пока сказать я не могу. Будем ждать окончательного принятия решений. Пока со стороны правоохранительных структур никаких документов (протест прокурора, ред.) в Госсовет РТ не поступало, — заявил Мухаметшин. — Как только будут какие-либо изменения в этом вопросе, вы сразу об этом узнаете».
Напомним, 23 декабря на заключительной в 2015 году сессии Госсовет Татарстана не стал изменять Конституцию республики, в которой высшее должностное лицо региона называется президентом. В декабре прошлого года Татарстану продлили до 1 января 2016 года срок приведения законодательства республики в соответствие с федеральным, которое запрещает использовать «слова и словосочетания, составляющие наименование должности главы государства — президента РФ».
Вопрос переименования поднимался и на декабрьской пресс-конференции президента РФ Владимира Путина, который назвал это «делом самого Татарстана».
Президент Татарстана Рустам Минниханов, комментируя заявление Владимира Путина, отметил: «Я избранный президент, федеральный законодатель такую возможность дал республике. Как дальше? Как сказал президент. Больше чем президент страны, я сказать не могу».
Про Турцию: «Мы будем отслеживать ситуацию с позиции российских граждан и субъекта РФ»
Об отношениях с Турцией, которая «совершенно неожиданно» из страны, с которой у Татарстана складывались дружественные отношения в экономике, торговле, туризме и ряде других направлений, превратилась в оппонента, Фарид Мухаметшин заявил, что ситуация «серьезно насторожила всех» — и федеральные, и республиканские власти.
«Мы исходим из того, что это (инцидент со сбитым Су-24, ред.) была не ошибка, а преднамеренные действия руководства страны, и здесь бизнесмены, работники культуры, сферы туризма абсолютно не виноваты, что теперь создаются негативные отношения друг с другом. Мы будем внимательно отслеживать ситуацию».
Фарид Мухаметшин подчеркнул при этом, что в приоритете у республики — интересы России и россиян.
«Ничем не отмыть это пятно, — сказал Мухаметшин, дав понять, что парламент ждет „программу действий руководства страны по данному вопросу“. — Растерять друзей, оказывается, просто. А вот дружбу удержать сложнее».
«Законов меньше, но результативность выше»
В 2015 году Госсовет РТ провел 10 заседаний, на которых было принято 102 закона. По мнению Фарида Мухаметшина, наиболее значимыми для республики являются законы о стратегическом планировании, а также две стратегии — «Стратегия-2030» и план развития республиканского ТЭК до 2030 года.
Резонансными и не менее важными спикер считает «закон о рюмочных», о платных парковках, об общественных пунктах охраны порядка и др.
В Госдуму РФ от Татарстана в уходящем году было внесено одно обращение (на имя председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, ред.) — Госсовет РТ предложил доработать концепцию преподавания русского языка и литературы в России, а также три законопроекта, так называемый «противопожарный пакет» после трагедии в ТЦ «Адмирал». Все они, как подчеркнул Мухаметшин, подготовлены к рассмотрению думцами в первом чтении.
В целом, работой депутатов в уходящем году Фарид Мухаметшин остался доволен. Однако в отношении некоторых слуг народа — депутатов-прогульщиков — положительно высказаться Мухаметшину не представилось возможным.
«К сожалению, жизнь такова, что всех одной меркой, одним аршином не измеришь. Есть командировки, есть отъезды… Мы будем продолжать с этими депутатами работать. Депутаты должны участвовать и в заседаниях комитетов и присутствовать на заседаниях Госсовета.
Есть такие нерадивые (депутаты-прогульщики, ред.), которые просто вызывают раздражение. Если знал, что не сможешь ходить на заседания, стал депутатом, а серьезно не занимаешься ни законотворческой, ни представительской функцией, мог бы распрощаться… Я хотел бы сказать: освободи это место для более активного человека, человека подготовленного, способного этим делом заниматься".
Говоря о работе парламентариев в общероссийском масштабе, Фарид Мухаметшин отметил, что уже немало было сказано о том, что «российское законодательное поле засорено» огромным количеством законов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.
«Такого обилия законов в последние 10−15 лет, мне кажется, ни одна страна не принимала. Это объясняется тем, что переналаживается производство, общественная жизнь, и одновременно региональный законодатель свои полномочия реализует и пишет свои законы.
Есть критика на регионы (в отношении законотворческой деятельности, ред.). В ответ на это я могу сказать, что ответственность за чистоту федерального законодательного поля в равной степени лежит на федеральных и региональных законодателях".
По словам Фарида Мухаметшина, более 20 федеральных законов, согласно исследованию татарстанских ученых, противоречат действующим нормам Конституции РФ. «Но это (исследование, ред.) было 10 лет назад сделано, сейчас мы не анализировали. Многие из законов приведены в соответствие. Но сам факт того, что за это ответственны и федеральный, и региональный законодатели, мне удалось подчеркнуть», — сказал председатель и отметил, что аналогичная работа по выявлению разночтений в законах была проведена ранее и на уровне Татарстана, и будет продолжена в дальнейшем.
«Посмотрим еще раз на соответствие наших законов, чтобы они друг с другом не боролись. Наличие противоречий подрывает доверие к закону. А закон должен быть уважаемым и обязательным для всех граждан и юридических лиц. Эту чистоту законодательную Татарстан одним из первых в РФ хочет навести», — подчеркнул председатель Госсовета РТ.
Про «Платон»
Татарстан после внедрения в России системы «Платон» не поднимал вопрос введения платы за проезд большегрузов по дорогам регионального значения.
«Мы на Госсовете РТ в виде какого-то законодательного акта или инициативы по этому решению федерального правительства не выступали. Федеральное правительство приняло этот документ как снег на голову. Вылило ушат холодной воды, во-первых, в очень большую сумму штрафов, практически неподъемную для многих компаний, которые так или иначе лягут на плечи населения через товары или услуги.
Во-вторых, не просчитан эффект перехода фур на региональные и местные дороги. Готовы ли наши хиленькие дороги принять такой объем грузоперевозок?
Глубоко и системно вопрос мы еще не проанализировали — следим за полемикой в прессе и депутатском корпусе Госдумы РФ. Мы насторожили своих депутатов — депутатам Госсовета РТ дано поручение внимательно отслеживать эту ситуацию с учетом интересов экономики и региональной.
Есть проблема. Ее надо решать. Безусловно, федеральный центр должен запросить мнение регионов", — подчеркнул Фарид Мухаметшин.
Про отношения с МГЕР
Прокомментировал председатель Госсовета РТ и «конфликт года» внутри «Молодой гвардии» партии «Единая Россия».
«Мы голосованием избрали лидера реготделения молодогвардейцев. Параллельно федеральной МГЕР назначен был уполномоченный — Эдуард Салахутдинов, чтобы, как было сказано, бороться с коррупцией, игорным бизнесом
и т. д. И он в большей степени был представителем федеральной МГЕР.Все выборные кампании, работу с населением и молодежью проводила глава МГЕР регионального отделения партии — Ксения Владимирова. Ее за то, что случилось, я считаю, незаконно отстранили от работы.
Сейчас мы выстраиваем отношения, проводим политзавод, активно работаем с молодежью — молодогвардейцами. Я думаю, мы молодежного лидера изберем на ближайшей «молодежной тусовке» и сделаем это без всякого нажима".
Напомним, активист МГЕР Эдуард Салахутдинов получил в Татарстане 7,5 лет условно за вымогательство.
«Салахутдинов уехал. Доказано, что он крышевал игорный бизнес, к сожалению. Он выехал и сегодня в Татарстане не живет», — заключил Фарид Мухаметшин.
Юлия Амочаева
Фото: Госсовет РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: