С 5 января 2016 года в силу вступает «четвертый антимонопольный пакет» — изменения в ФЗ «О защите конкуренции».
Основная цель поправок — снижение ограничений в сфере предпринимательства и административной нагрузки на бизнес, рассказал руководитель ФАС по РТ Александр Груничев.
Во-первых, из закона исключена возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35% на рынке. Во-вторых, у ФАС появляется возможность выступать в защиту неопределенного круга потребителей.
Так что теперь антимонопольная служба перестанет работать с обращениями физлиц — только юрлица и «неопределенный круг потребителей».
Кроме того, предусмотрено расширение сферы применения института предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, за счет распространения его на действия органов госвласти и органов местного самоуправления.
Расширен перечень лиц, которым направляется предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, — в него включены должностные лица органов власти различных уровней.
ФАС перестанет вести реестр, в который включаются лица, имеющие долю на товарном рынке свыше 35%. Раньше такие компании должны были уведомлять о своих сделках (в Татарстане их 144, в их числе — Татнефть, Татспиртпром, Нижнекамскнефтехим и другие). Согласование сделок потребуется предприятиям, суммарная стоимость активов которых превышает 7 млрд рублей, или суммарная выручка от реализации товаров которых превышает 10 млрд рублей.
Правительство РФ сможет определять правила недискриминационного доступа к товарам не только для естественных монополий, как это делается сейчас, но и для компаний, которые естественными монополиями не являются, но доля которых на товарном рынке составляет более 70%.
При этом у ФАС появляется возможность признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами — покупателями товара на товарном рынке. В поправках прописана и необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности.
В законе появилась новая глава о недобросовестной конкуренции.
Так, расширяется институт предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию, иные формы злоупотребления доминирующим положением и на действия органов власти.
Например, теперь в законе содержится примерный перечень недостоверной или неточной информации, которую не следует распространять в отношении конкурентов. Есть прямой запрет на использование в рекламе слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «единственный», «только» и иных слов, создающих впечатление о превосходстве товара. Три статьи новой главы посвящены интеллектуальной собственности.
Появляется в новой редакции закона и механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти, а также механизм ужесточения для чиновников, которые неоднократно нарушают закон о защите конкуренции.
В частности, в случае повторного нарушения для должностного лица будет действовать безальтернативная санкция — дисквалификация.
С полным текстом закона можно ознакомиться здесь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: