«Толерантность» в общественном сознании власти намерены заметить на «братство» и «любовь». Накануне на заседании Совета при президенте Татарстана по межнациональным и межконфессиональным отношениям и комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных отношений каждое упоминание слова оказалось под серьезной критикой.
На заседание совета в Казань приехали и федеральные чиновники, и члены Общественной палаты России. Главной темой для обсуждения стало формирование патриотических настроений среди молодежи и молодежная политика в целом.
Согласившись, что «невозможно воспитать гражданина только по книгам и лозунгам», участники признали, что молодым людям нужна комплексная социализация в обществе.
По исследованию центра по изучению экстремизма, дискриминации и ксенофобии в Татарстан, результаты которого представил глава организации Вадим Козлов, каждый пятый молодой житель Татарстана заявил о желании участвовать в неформальных протестных акциях, и связано это с исключительно социальными факторами.
Причины, которые могут привести молодежь к протестам, это рост цен и коммунальных платежей, коррупция чиновников и органов власти, нарушение гражданских прав и свобод, отсутствие возможности трудоустройства или получения образования, говорит Вадим Козлов.
Эти же социальные условия толкают молодежь на путь радикализации, заявил помощник полпреда в ПФО Алексей Симонов. По данным того же исследования, три четверти участников сообществ в социальных сетях радикальной или неонацистской направленности — молодежь.
И здесь внимание президента Татарстана Рустама Минниханова привлекло министерство по делам молодежи и спорту республики. «Досталось» на заседании заметителю министра Рустаму Гарифуллину, которого президент попросил больше сил направлять на молодежную политику, а не на спортивные достижения.
Национальная идентичность, которая, по мнению властей, может повлиять на радикализацию молодежи ни чуть не меньше, чем гражданская, для татарстанцев вышла за последнее время на первый план при самоопределении.
По данным Вадима Козлова, 67% опрошенных считают важной национальную составляющую своей личности. 73% опрошенных из числа молодежи говорят о том, что они в разной степени владеют национальными языками Татарстана. Религия также выступает важным фактором самоидентичности молодежи, об этом заявили более 65% опрошенных.
81,5% татарстанцев разделяет общероссийскую гражданскую идентичность. Более 80% участников опроса в разной степени испытывают чувство гордости, ощущая свою российскую гражданственность. Только около 10% из них отметили, что таких чувств не испытывают. Такое социальное поведение планируется изучать для более глубокого понимания такой позиции.
Министерство образования заявило о продолжении поддержки национальных классов в татарстанских школах. В Татарстане на данный момент действуют 785 школ с татарским языком обучения, 98 школ с чувашским языком, 29 школ с удмуртским языком обучения, 20 школ с марийским языком обучения, 4 школы с мордовским языком обучения, одна школа с изучением иврита и одна школа с изучением башкирского языка.
Межнациональное согласие в российском обществе должно быть сохранено, но с учетом русской культурной доминанты, которая принадлежит не только русским, заявил председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
Он поправлял каждого участника заседания, в докладе которого звучало слово «толерантность», объясняя, что «это не наша задача».
«Толерантность — это не наша задача. Толерантность — это прямое наследие мультикультурализма. Толерантности, терпимости нам мало. Нам даже дружбы народов мало. Нам нужно сегодня ясно и четко ставить задачу: братство народов почему? Даже когда они ругаются, им делать нечего, они все равно будут жить вместе», — заявил он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: