«К 2015 году в строящемся „Иннополисе-Казань“ будет создано 20 тыс. рабочих мест. Важно, чтобы Татарстан подготовил необходимое количество специалистов для этого, — сообщил вчера в рамках коллегии в IT -парке Казани первый заместитель министра информатизации и связи республики Юрий Багров. — Пока о серьезном интересе со стороны молодежи к профессиям, связанным с телекоммуникациями говорить не приходится». Чтобы переломить ситуацию, по мнению Багрова, нужно максимально увеличить количество бюджетных мест на соответствующие специальности в вузах республики.
В 2011 году в Казанском (Приволжском) федеральном университете была создана Высшая школа информационных технологий «ИТИС», в первый набор которой попали 38 студентов. Готовить IT-специалистов будут и в IT -университете, который откроется в «Иннополисе-Казань» для 5000 студентов. Однако до завершения строительства инновационного центра планируется постепенно начать обучать молодежь по специальной программе на базе других вузов Татарстана.
Дефицит в 320 тысяч человек
В 2011 году российская экономика нуждалась в 80 тыс. новых специалистов в сфере IT, а получила только 70 тыс., показало исследование, проведенное по заказу отраслевой ассоциации АП КИТ.
Дефицит специалистов к 2015 году может составить 320 тысяч человек, считает генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев. По его словам, сейчас в России работает около миллиона IT-специалистов, и отрасль занимает всего 1% ВВП. В развитых странах этот показатель составляет 4%. IT-индустрии есть куда расти, это область, которая будет создавать рабочие места, делает вывод эксперт.
Проблема нехватки IT-специалистов в России поднималась уже и первыми лицами страны, которые ставят задачу модернизации экономики, что невозможно без профессионалов в области информационных технологий. Даже МВД указывало в прошлом году на нехватку IT-специалистов, которые, между прочим, раскрывают порядка 80% особо сложных дел в России.
Главная проблема в том, что вузы в России не готовят IT-специалистов должного уровня, считает директор по персоналу компании Artezio Ирина Дьяченко:
— Это связано с глобальным отставанием системы образования от потребностей современной экономики, а в IT-секторе этот фактор является очень заметным, так как эта отрасль является наиболее динамично развивающейся, и даже трехлетнее отставание приводит к тому, что специалист не может работать на проектах, ему требуется переподготовка.
Из России в Google и Microsoft
«Утечка кадров» за рубеж также сегодня является одной из проблем, считают эксперты. «Уезжают одни из самых лучших специалистов. Но масштаб этого процесса не глобальный. Желающих уехать много, а тех, кто уже устроился за границей — не так много. Российские специалисты чаще всего уезжаю работать в крупные компании, такие как Google и Microsoft. Там по-настоящему интересно трудиться. Предложения поступают и от небольших зарубежных компаний. Сейчас много стартапов. К счастью, те стартапы, которые я знаю, стремятся построить успешный бизнес в России и сохранить при этом свою деловую культуру. И наше государство их поддерживает. Я имею в виду инновационные центры, например, Сколково», — говорит вице-президент по развитию и инновациям группы компаний ЛАНИТ Степан Масленников.
Сегодня проблема «утечки мозгов» уже не является настолько серьезной, как 15−20 лет назад, соглашается Дьяченко. С одной стороны, по ее словам, условия работы в России для IT-специалистов уже не настолько далеки от западных — работодатели стараются удержать специалистов, предлагая им хорошие финансовые условия, есть и интересные проекты.
«С другой стороны, к сожалению, уровень российских программистов уже не позволяет им быть столь востребованными на Западе, поэтому за границу едут действительно единицы. А ехать в качестве дешевой рабочей силы в поисках лучшей жизни уже не имеет смысла -эта ниша в IT -отрасли в западных странах уже занята представителями Индии», — объясняет Дьяченко.
«Чтобы реализовать модернизационный сценарий развития российской экономики, необходимо системно повышать качество подготовки инженеров и IT-специалистов», — указывает Корнильев из IBM. В частности, по его словам, нужно изменить те хнологические модели образования: сейчас компьютеры в классах используются только 15% учебного времени.
По материалам газеты «Взгляд»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: