Россия и Евросоюз начинают искать пути для возрождения прежних доверительных отношений, у которых еще есть будущее. Прошедшая в Казани седьмая Российско-Германская конференция молодых лидеров — один из шагов навстречу друг другу, уверены европейские политики.
С 29 по 31 октября столица Татарстана, впервые с момента создания инициативы, принимала участников двусторонней конференции, на которую съехались не только молодежные деятели, но и влиятельные политики и ученые. Работа прошла под слоганом «Доверие в сложные времена».
«Доверие в сложные времена»
О том, что доверие на данный момент действительно утеряно, говорили участники пленарного заседания во главе с известнейшим немецким журналистом Хубертом Зайпелем, автором документального фильма «Я, Путин. Портрет». Отправной точкой охлаждения в отношениях с Германией стала ситуация в Украине, которую стороны, по их заявлениям, оценивают по-разному.
Разные оценки и разные подходы к политической обстановке и самоопределению в Украине стали для России и ЕС «яблоком раздора», но, несмотря на это, участники конференции слушали друг друга и пытались понять точку зрения коллег.
Характеризуя нынешние взаимоотношения между Россией и Европой как «самый сложный конфликт» с момента завершения холодной войны, Хуберт Зайпель привел слова министра иностранных дел страны Франка-Вальтер Штайнмайера, заявившего, что «ЕС недооценил те связи, которыми Россия связана с Украиной при реализации проекта «Восточного партнерства».
Страна «разрушенных иллюзий»
Когда в 2009 году Евросоюз заявил о том, что будет развиваться и расширяться на восток, когда была объявлена программа «Восточного партнерства», намерения Запада были самыми прекрасными, но очень скоро мечта «помочь Молдавии, Азербайджану, Грузии, Украине, Армении, Беларуси стать более демократичными» превратилась в кошмар, признал в Казани Хуберт Зайпель.
«Потому что помимо географической, есть и геополитическая часть. Тогда в „Der Spiegel“ („Шпигеле“) было написано, что мы хотим ограничить влияние России, но Украина это государство, которое на протяжении тысячелетий было в составе страны. На русском языке это „пограничная территория“, и уже из этого можно увидеть, какое значение она имела для страны. Если мы посмотрим на итог того, что получилось, мы понимаем, что итог этот ужасен», — говорит немецкий журналист и приводит статистику.
По данным на 2015 год уже погибло 7 тыс. человек, страна стала банкротом и, вероятно, может остаться такой на протяжении многих лет.
«И речь идет уже не о востоке или западе Украины, страдают все, — признает он. — И даже, скорее, не по экономическим причинам и из-за санкций, но и из-за «разрушенных иллюзий».
При этом в Европе сейчас «что-то вроде ледникового периода» в отношениях с Украиной, рассказывает он, в то время как и с Россией отношения переживают серьезный кризис.
«Сделать из Украины «переходный мостик»
Конфликт в Украине, а затем и эскалация непонимания России с Евросоюзом произошли быстро, настолько, что многие до сих пор не поняли, как такое могло случиться.
Член парламента немецкого Бундестага Вольф-Рутхарт Борн, приехавший в Казань, также признал, что предугадать такого негативного развития сценария, никто не мог.
Ошибка действительно заключается в том, что европейцы не допускали Россию до их взаимодействия с Украиной, что затем и вылилось в конфликт. Призывая исправлять ее и устраивать трехстороннее общение (Россия, Евросоюз, Украина — ред.), он заявляет, что политики сейчас настроены на то, чтобы выполнять все условия «Минских соглашений», для привнесения мира в Украину.
Член Совета Федерации Федерального Собрания России Олег Морозов, также принявший участие в пленарном заседании, со своим коллегой, вспоминавшем ошибки «Восточного партнерства», говорил о том, что единственным выходом в сложившейся непростой ситуации является проведение трехсторонних переговоров.
«Только в этом случае мы можем сделать из Украины тот самый „переходный мостик“ из Европы в Евразию», — уверен он.
Депутат Госдумы РФ от Татарстана Ильдар Гильмутдинов считает внешние решения внутриполитических проблем Украины главной ошибкой. Вопрос самоопределения должны решать сами украинцы, а не Россия и не Евросоюз, которые делят страну на две части, считает он.
«Посыл о том, что должна выбрать Украина — Россию или Европу, изначально неправильный. Нужно на месте помочь разобраться и поддержать Украину в ее внутренних противоречиях и проблемах. А вместо этого мы вместе с вами по обе стороны разошлись и определяем, кто прав, кто неправ. Правда в самой Украине, внутри нее, а не в нас и не в Европе.
… Давайте помогать Украине решать внутренние проблемы, выходить из этой ситуации. Для этого нужно объединение. У нас есть для этого много точек соприкосновения и уже принятые решения («Минские соглашения» — ред.), просто нужно их придерживаться. Посыл о том, что Украине нужно выбирать, изначально неправильный", — уверен Гильмутдинов.
Что же объединяет германский народ и россиян?
Но что же объединяет германский народ и россиян?, задавался вопросом Хуберт Зайпель. Осталось ли что-то общее между странами на фоне таких серьезных противоречий.
Зампредседателя Госсовета РТ, председатель Союза журналистов Татарстана Римма Ратникова считает, что страны разделяет исторический разрыв в развитии демократий.
Возможно, что европейцы, и Германия, в частности, больше продвинулись в этом вопросе, но не нужно забывать, что российской демократии меньше четверти века, и необходимо давать народам возможность строить ту историю, которая опирается на их многовековую традицию, говорит Римма Ратникова.
Даже принимая в расчет расхождения, все народы и люди объединены тем, что они хотят жить в мире, они хотят быть уверены, что в их жизни не будет насилия, отвечает на этот же вопрос член правления Фонда Фридриха Науманна, экс-министр юстиции Германии Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер. Также страны связывает общее европейское пространство, говорит она.
«Конечно, у каждого общества своя скорость развития, но у нас еще и разные представления о ценностях. Нужна какая-то общая ценностная база. Когда вы находитесь в одном пространстве с другими государствами, вы должны вести с ними переговоры, взаимодействовать с ними, договариваться. И какие ценностные базы существуют, такие ценности и разделяются.
И европейские государства и Россия договорились по Конвенции о защите прав человека. Россия вошла в Совет Европы, подписав Конвенцию", — напомнила Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер.
«Основа доверия — честный, открытий диалог»
Депутат Гильмутдинов призвал стороны искать пути взаимодействия, не сосредотачиваясь на разных взглядах. Поддерживает его и Вольф-Рутхарт Борн, который видит выход из кризиса двусторонних отношений в четком соблюдении международных договоренностей, принятых между странами Европы и Россией.
«Небольшой шаг — это конференция, все, что мы делаем на протяжении последних дней. Обмениваемся опытом, разговариваем. И каждый из молодых людей, который находится в зале, может задумываться над этими мыслями и развивать их дальше. Нужно изучать, какие документы мы совместно разработали», — говорит он.
Член Бундестага напомнил, что, помимо «Минских соглашений», существует и «Хельсинское соглашение» 1975 года, Хартия прав человека, которые необходимо соблюдать. Призывая остановить насилие, он отметил, что соседям необходимо смотреть друг на друга и налаживать диалог.
«Основа доверия — честный, открытий диалог друг с другом», — уверен Вольф-Рутхарт Борн.
В завершение журналист Хуберт Зайпель призвал все стороны «услышать голос разума», процитировав последние строчки из «Идиота» Достоевского:
«Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия… помяните мое слово, сами увидите!» — заключила она чуть не гневно, расставаясь с Евгением Павловичем.
Фото: пресс-служба министерства по делам детей и молодежи
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: