В чем суть?
Проект «Не стой на месте!» — серия аудио-интервью с деловыми и общественными лидерами Татарстана, созданная предпринимателем Айратом Сунгатуллиным. Цель проекта — развитие и популяризация предпринимательства не только в Республике Татарстан, но в целом в России!
Другие выпуски передачи:
- Наталия Фишман, помощник президента РТ
- Артем Прокофьев, депутат Госсовета РТ
- Шамиль Зигантдинов, предприниматель, владелец HUB Café
Кто в гостях?
Сегодня гостем проекта стал предприниматель, генеральный директор компании Etton.ru [автоматизация ЖКХ, энергетики и строительства] Ефим Климов.
— Ефим, как Вы думаете, предпринимателями становятся или рождаются?
— Я глубоко убежден, что предпринимателями рождаются. Есть определенный набор качеств, которые нельзя приобрести. Я не скажу, что у меня такой огромный опыт, мне всего 32 года, но бизнесом я занимаюсь практически с первого курса. И у меня есть свои наблюдения на этот счет, Думаю, что предпринимательство должно быть в крови.
— Расскажите немного о себе, о компании и как Вы пришли в бизнес?
— В Казани я живу с 9 класса. У меня отец военный, до этого мы очень много путешествовали по городам нашей страны, могу сказать, что я не коренной казанец. Мой путь в бизнес был тернистым. Первый опыт был связан вообще с другой отраслью, с общественным питанием. Общепитом я занимался около пяти лет, прежде чем прийти в IT. Был опыт работы на муниципальной службе — я работал в администрации города Казани. Потом я работал в расчетном центре — структура, которая появилась после реструктуризации Единого расчетного центра. И, собственно говоря, там у меня возникли потребности в проведении ряда работ по автоматизации. В этот момент я увидел для себя новые ниши, увидел те пробелы, которые были в целом ряде отраслей на тот момент. Связаны они были с системами автоматизации в госструктурах. Поэтому, первое с чего мы начали, — государственная система.
— Но, начинали Вы с предпринимательства. Только потом была муниципальная служба, а потом — снова бизнес. Как Вам кажется, «переквалифицироваться» из предпринимателя в депутата или в служащего — это сложно?
— Если человек системный, то никаких сложностей возникнуть не должно. Безусловно, многое зависит от того, с кем приходится работать. Я много езжу по России и могу сказать, что у нас в республике и в городе по большей части люди системные. Так что лично у меня никаких сложностей с перестроением не было.
— А что касается общественной, законодательной работы, «депутатства» — Вы ведь были депутатом Казгордумы. Что было новым для Вас на этом этапе?
— Этот опыт был связан с работой в расчетном центре по Приволжскому и Вахитовскому району Казани. После того, как два района объединились, подконтрольными нашему предприятию были 13 территориальных отделений. Чтобы было понимание — это пункты по приему обращений от населения, которые связаны, к примеру, с оплатами за услуги ЖКХ.
Если смотреть статистику, то вопросы ЖКХ со стороны населения всегда лидируют. Это первое, что волнует население. Многие программы депутатов и партий построены на решении вопросов в этой отрасли. На самом деле разобраться в проблематике ЖКХ можно очень просто, поняв систему расчетов. Потому что в системах расчетов кроется весь Жилищный Кодекс.
Проработав и изучив все проблемы, у меня возникло желание выдвинуть свою кандидатуру по Гарифьяновскому Приволжскому округу, потому что население меня там уже знало. Я был уверен, что все получится.
— Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ, неоднократно говорил, что проблемы ЖКХ были, есть и будут. Это, пожалуй, один из вопросов, который правительство не может решить. Что по Вашему мнению будет с системой ЖКХ через несколько лет, сможем ли мы решить ключевые проблемы?
— В первую очередь хочу сказать, что все проблемы можно решить. Однозначно. ЖКХ — это системная пробле
ма, страна ее не может решить сиюминутно. И эти вопросы ни в одной стране мира не решались очень быстро. К тому же, учитывая, что наша страна растянулась на 11 часовых поясов и единым нормативно-правовым пространством нельзя закрыть всю проблематику, тем не менее, проблема решается, в том числе и за счет системных продуктов.
— Если говорить про работу в Казгордуме. Эта деятельность помогала Вам в лоббировании собственных интересов? Была ли депутатская деятельность фундаментом для дальнейших действий?
— Нет. Это очень разные направления, это муниципальный уровень, уровень городского округа города Казани. А те решения, которые сейчас предлагает компания — это региональные решения, региональные сегменты. Проще было бы говорить о каком-то лоббировании на уровне республики… Но в тот момент, когда мы выходили на рынок с рядом новых решений, какие-то ниши были уже заполнены. К примеру, автоматизация государственной жилищной инспекции, автоматизация расчетов, это единый платежный документ. По многим направлениям республика идет на шаг впереди.
Но, бизнес не стоит на месте, появляются новые идеи. Как я уже сказал, на 90% портфель наших решений состоит из региональных сегментов. Это не муниципальный уровень. Поэтому моя работа, в качестве депутата на уровне местного самоуправления города Казани, на становление и развитие моего бизнеса никак не повлияла.
— В стране кризис, многие предприниматели говорят о новой экономической реальности… Как Вы считаете, в сложившейся ситуации можно найти новые возможности для бизнеса или для стартапа, чтобы «стартануть» или все же это миф?
— Безусловно, я считаю, что сейчас существует огромное количество возможностей. Вспоминаю себя двадцатилетнего, с какими проблемами приходилось сталкиваться тогда, и какие сейчас есть институты по поддержке предпринимательства, по поддержке юных начинающих предпринимателей. Возможности есть. Могу сказать по отрасли моего бизнеса: для разработчиков программного обеспечения сложившаяся ситуация, однозначно, плюс по целому ряду параметров.
Чтобы было понятно, приведу простой пример. Возьмем продукты по управлению базами данных. В России на данный момент по различным оценкам, до 90% крупного корпоративного сегмента систем управления базами данных занят программными продуктами компаний SAP. Oracle, Microsoft… Эта ниша, в которой необходимо работать отечественным разработчикам. Почему? Потому что одна крупная компания может потреблять программных продуктов на миллиарды рублей в год. Одна компания… Это огромный рынок. Понятно, что конкурировать достаточно сложно, но никто не говорит, что не надо стремиться. Надо потихоньку к этому подбираться…
— Сейчас все активно интегрируются в Иннополис. Где сидят Ваши разработчики, как работает компания изнутри?
— Все наши разработчики находятся в Казани. Раньше мы сидели в ИТ-парке, были одним из первых резидентов, и я помню времена, когда еще ИТ-парк пустовал — там было всего несколько резидентов. В тот момент у нас было всего 10 разработчиков, со временем компания начала расширяться. Мы уплотнились очень сильно, весь административный персонал перевели в другое место, так как не было возможности просто взять и расширить офис в ИТ-парке.
Что касается Иннополиса, то я с самого начала верил в этот проект. Мы были одной из первых компаний, подавших заявку, чтобы стать резидентом особой экономической зоны, разместить там лабораторию и несколько программистов. Думаю, в течение месяца можно будет начинать работу по переезду в Иннополис. Мы пока взяли там небольшой офис, планируем разместить там лабораторию и часть программистов.
На заседание набсовета ОЭЗ «Иннополис»
— Я в Иннополисе ни разу не был. Действительно ли там есть вся инфраструктура, чтобы разработчику ПО было комфортно работать и жить в новом городе?
— Последний раз, когда я был в Иннополисе, я пообщался с ребятами, которые там уже живут. После переезда всегда возникает целый ряд житейских потребностей. И, как мне сказали, потребности эти в новом городе вполне удовлетворяются. Есть и работа, и магазины, базовая инфраструктура. Эт о было примерно месяц назад.
— Как Вы думаете, когда Иннополис действительно станет городом, таким который мы видим в брошюрах и невероятных картинках презентаций?
— Заявленные мощности 250 тыс. жителей… Думаю, потребуется минимум 3−4 года…
— Вернемся к институту предпринимательства. Как Вы думаете, нужно ли каждому человеку попробовать стать предпринимателем? Ваше мнение?
— Конечно, пробовать нужно. Но нельзя сказать, что обязательно каждый должен это попробовать. Ведь предпринимательство связано с риском, в первую очередь. Кто-то любит рисковать, кто-то любит максимально находиться в зоне комфорта, получая зарплату, чтобы было все надежно. Поэтому, если человек готов к риску, если человек умеет планировать, умеет какие-то прогнозы строить и обладает определенными чертами характера, то, конечно, нужно пробовать.
— Что Вы можете рекомендовать в отношении первых шагов в бизнесе?
— В первую очередь, могу порекомендовать научиться принимать самостоятельные решения. На слух, это кажется, легко звучит: «принимать решения самостоятельно». Но за этим стоит очень много факторов. Это самое главное. А дальше, «война покажет» [смеется].
— Нужно ли предпринимателю получать высшее образование, если он — «предприниматель по духу»?
— У меня сложилось двоякое мнение. Зрелому бизнесмену, понятно, часто нужно формализовать мысли, получить MBA и так далее. Но получать образование и начинать бизнес, вполне возможно, это не обязательное требование. Я уже больше к этому склоняюсь. Вполне возможно, потом получить необходимые навыки. Начинать можно и в поле. По мере роста бизнеса можно и нужно заниматься образованием.
— Последний вопрос и мы плавно перейдем к вопросам по анкете Марселя Пруста. Могли бы Вы поделиться плюсами и минусами, Вашими победами и поражениями за последний год. По три плюса, по три минуса.
— Три в голове сейчас перебирать, конечно, сложновато. Мы наконец-то получили выход на федерального заказчика, я пока не могу его раскрывать, это федеральное государственное ведомство, с большим блоком вопросов. Мы туда зашли по автоматизации. Это, определенно, самая большая победа этого года для моего бизнеса. Что касается поражений, я могу уже сказать, мы с одним конкурентом из Казани боролись за конкурс по автоматизации Чемпионата Мира по футболу 2018 года, это система мониторинга строительных объектов. Очень большой контракт, даже по меркам нашей отрасли. Мы проиграли, к сожалению. Это самое большое поражение текущего года.
— И теперь мы переходим к вопросам по анкете Марселя Пруста, готовы?
— Да.
— Ваша самая характерная черта?
— Упрямство.
— Качество, которое Вы больше всего цените в мужчине?
— Сила воли.
— Качество, которое Вы больше всего цените в женщине?
— Откровенность.
— Что Вы больше цените в Ваших друзьях?
— Открытость.
— Что является Вашим главным недостатком?
— Чувство лени.
— Какое Ваше любимое занятие?
— Самопознание
— Какова Ваша мечта о счастье?
— Счастье моих близких
— Что Вы считаете самым большим несчастьем?
— Потеря близких
— Каким Вы хотели бы быть?
— Сильным
— В какой стране Вам хотелось бы жить?
— В России.
— Ваш любимый цвет?
-Черный.
-Ваш любимый цветок?
-Роза.
-Ваша любимая птица?
-Орел.
-Ваши любимые писатели?
— Лермонтов.
-Ваши любимые поэты?
— Пушкин, Есенин.
— Любимый литературный герой?
— Григорий Александрович Печорин.
— Любимые герои в реальной жизни?
— Мой наставник.
— Любимая героиня в истории?
— Екатерина II.
— Любимые имена?
— Евангелина, Ксения, Виолина.
— Что Вы больше всего ненавидите?
— Глупость.
— Реформа, которую Вы цените особо высоко?
— Реформа образования.
— Способность, которой Вам хотелось бы обладать?
— Очень быстро получать знания.
— Ваше состояние духа в настоящий момент?
— Приподнятое.
— Как Вы хотели бы умереть?
— Не причинив горя моим близким.
Беседовал Айрат Сунгатуллин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: