Мнения Рубрики
19 Октября 2015, 13:00

«Когда банки отказывают в кредите, малый бизнес идет в парабанки»

Заявление главы одного из крупнейших банков страны о необходимости существенного сокращения объемов кредитования малого бизнеса вызвало бурную реакцию предпринимателей и общественности. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнение» экономист Ленар Салимов рассматривает позиции всех участников процесса кредитования и подчеркивает: если банкам не удастся сформировать эффективный тандем с малым бизнесом, последний окончательно «уйдет» в парабанки.

Заявление главы Банка ВТБ Андрея Костина в рамках форума «Россия зовет!» о необходимости существенного сокращения объемов банковского кредитования малого и среднего бизнеса отвечает запросам крупных российских банков, но вслух такую позицию они озвучить не рискуют, дабы не навлечь на себя гнев федерального и отчасти регионального правительства.

Как следствие, большинство банкиров страны открыто поддержать Костина не могут, но отмечают возросшие банковские риски кредитования МСБ.

Бурная реакция общественности есть итог, во-первых, разнообразия интересов тех, кто причастен к процессу становления МСБ в России, во-вторых, сознательно искаженной трактовки мнения Костина.

Ярко выраженный интерес к перспективам малого и среднего предпринимательства проявили исполнительные органы власти, крупный бизнес, банки и парабанки — «невидимки».

Федеральное правительство встревожено пассивностью крупного бизнеса в части внедрения инноваций.

Крупный бизнес не обладает маневренностью, чтобы проявить инновационную активность. Их инвестиции в оборудование, как правило, окупаются не ранее чем через 5−8 лет, но моральный износ возникает гораздо раньше — из-за сокращения цикла производства более производительного оборудования, обесценивающего ранее приобретенное.

Крупный бизнес «завидует» потенциалу МСБ в части оперативного реагирования на запросы рынка.

Партнерами МСБ являются федеральные и отчасти региональные органы власти из-за риска сокращения объемов производства на крупных предприятиях, массовой безработицы и недовольства населения.

Проблема особенно актуальна для субъектов РФ, в составе которых имеются моногорода. В то же время, муниципальные и отчасти региональные органы власти заинтересованы в сохранении крупного бизнеса, чью деятельность легче координировать для решения проблем муниципальных образований и региона в целом.

Банк России занимает нейтральную позицию, тревожно воспринимая любые инициативы в части расширения банковского кредитования населения и МСБ, как основных источников невозврата кредитов. Но, как «командный игрок», регулятор публично не подвергает сомнению курс федерального правительства.

Банки страны условно делятся на «столичные» (как правило, крупные) и «периферийные» (средние и малые).

До 2013 года (год вступления Эльвиры Набиуллиной в должность главы ЦБ РФ) банки России искали новых клиентов, а сейчас крупные банки, обеспокоенные рисками отзыва лицензии, изменяют кредитную политику с агрессивной на консервативную и ужесточают отбор заемщиков.

В свою очередь средние и малые банки — «идут ва-банк».

Озвученное на том же форуме заявление Костина о том, что «570 банков (из 774 функционирующих) засоряют банковский сектор», подстегивает малые банки к проведению высокорискованной политики. На этом фоне в выигрышном положении оказались «невидимки».

Речь идет о парабанках — организациях, не признанных кредитными по законодательству, но осуществляющих кредитование или содействующих кредитованию — ломбарды, кредитные кооперативы, организации микрофинансирования, лизинговые и факторинговые компании. Когда банки отказывают в кредите, парабанки «оказывают помощь».

Тезис о сокращении банковского кредитования МСБ в целях усиления общественного резонанса автоматически превратился в тезис либо о сокращении кредитования МСБ вообще, либо о малом спросе на МСБ в России.

Между тем, полагаю, что Костин не подвергает сомнению необходимость развивать малый бизнес, а призывает банки совместно с МСБ сформировать эффективный тандем.

В противном случае малые и средние компании будут кредитовать парабанки.

В контексте кооперации МСБ и банков существует, по моему мнению, два сценария поведения.

Первый — парабанковский (банки не кредитуют МСБ) или банковский (банки кредитуют МСБ). Второй, и единственный сценарий для самого бизнеса — инновационный.

В контексте развития этих сценариев, надо признать, что банкам сегодня целесообразно кредитовать малый бизнес, в частности, как победителей тендера, организованного не только и не столько государством, сколько крупным бизнесом. До сих пор не реализован потенциал гибридного финансирования МСБ. На законодательном уровне не завершена дискуссия относительно исламского (партнерского) кредита…

В свою очередь, инновационный тип малого и среднего предпринимательства означает, что бизнес должен осознать спрос на стартапы и научиться самостоятельно их продвигать.

Доктор экономических наук,

профессор кафедры «Финансы и кредит» ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (Казань)»,

директор НИИ экологизации социально-экономических систем

Ленар Салимов

Специально для TatCenter.ru*

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: