На второй позиции расположился Массачусетский технологический институт (США). Третьим вузом мира по качеству образования эксперты назвали Кембриджский университет (Великобритания). В пятерку лучших университетов планеты также вошли американские Стэнфордский университет и Калифорнийский университет в Беркли. Чуть ниже рейтинг у знаменитого Оксфордского университета (Великобритания).
Почти в два раза хуже репутация у Принстонского и Йельского университетов. Из менее известных вузов в первую десятку попал Токийский университет: он расположился на восьмой позиции. Колумбийский университет (США) занял 15-ю строчку, а Лондонская школа экономики и политических наук стала 29-й в рейтинге.
Лучшим европейским вузом за пределами Великобритании признан Швейцарский федеральный институт технологии в Цюрихе (22-е место). Знаменитая парижская Сорбонна попала лишь в топ-80. У таких вузов, как Калифорнийский университет Санта-Барбары, Высшая федеральная политехническая школа в Лозанне, Левенский католический университет и турецкий Средневосточный технический университет, репутация оказалась лучше, чем у МГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО (у) и МГТУ им. Баумана.
При этом, правда, стоит отметить, что в начале месяца Times Higher Education публиковала и другой рейтинг, в котором учитывалась именно репутация учебного заведения. В нем МГУ занял 33-е место. Более высокие места оказались и у других европейских ВУЗов, на этот раз «обиженных» составителями рейтинга. В двух циклах опроса экспертов приняли участие 31 тыс. академиков из 149 государств мира. Нынешний рейтинг составлен на основе 17 тыс. 554 подробных отчетов о деятельности вузов.
Преподаватели не знают, за что браться — за реформы или за работу
Эксперт TatCenter.ru, ректор КГАСУ Рашит Низамов считает, что если бы такой рейтинг проводили в 1982 году, то в него попал бы не один и не два российских вуза. Поскольку именно в 80-е годы в СССР было сильное образование, которое развивало и науку о космосе и военно-промышленный комплекс.
Рашит Низамов:
— Потом наступило постперестроечное время, когда перед государством стояла задача выжить, и было не до ученых. Именно тогда лучшие умы России и уехали за границу, где вскоре укрепили своими знаниями иностранные вузы. Об этом я могу судить не понаслышке, моя дочь получает образование в Англии по программе «Алгарыш».
По ее словам, в британских вузах большинство преподавателей из России и Китая, это и есть результат перестройки, а также следствие того, что иностранные вузы заинтересованы в поиске кадров высокой квалификации. Российские университеты, конечно, также заинтересованы в профессиональных преподавателях, но для того, чтобы быть на уровне иностранного образования, нам нужно время. Мы же хотим сделать все быстро, а это не получается. 20 лет в России разваливали систему образования, поэтому теперь на ее восстановление потребуется столько же времени.
По словам Рашита Низамова, по-прежнему основной проблемой российского образования является недостаточное финансирование. «Я думаю, что денежные потоки между университетами должны распределяться исходя из качественного потенциала, то есть необходимо учитывать, что вуз сделал и внедрил в производство. А сейчас поощряют университеты, которые еще ничего не создали», — считает Рашит Низамов. Он также сомневается в компетенции рейтинга международных вузов, поскольку у университетов Москвы и Санкт-Петербурга есть все основания, чтобы попасть в такой список.
В свою очередь председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета РТ Разиль Валеев отмечает, что отсутствие в рейтинге российских вузов результат большого количества реформ, проводимых в последнее время в образовании. «Большинство реформ мешают учителям жить и работать. Конечно, изменения нужны, но их сейчас стало слишком много. Преподаватели не знают, за что браться — за работу или за реформы», — заявил Разиль Валеев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: