В чем суть?
Проект «Не стой на месте!» — серия аудио-интервью с деловыми и общественными лидерами Татарстана, созданная предпринимателем Айратом Сунгатуллиным. Цель проекта — развитие и популяризация предпринимательства не только в Республике Татарстан, но в целом в России!
Другие выпуски передачи:
- Артем Прокофьев, депутат Госсовета РТ
- Шамиль Зигантдинов, предприниматель, владелец HUB Café
- Алсу Кузнецова, предприниматель, гендиректор туроператора «Легенда»
Кто в гостях?
Сегодня гостем проекта стала помощник врио президента РТ Наталия Фишман.
— Наталия, добрый день.
— Здравствуйте.
— Спасибо, что согласились на интервью и нашли время приехать к нам в студию. Меня поразило, что Вы сразу согласились на приглашение и что заранее не попросили вопросы к интервью. Наталия, позвольте несколько вопросов о Вас непосредственно. Где прошло Ваше студенчество, и повлияли студенческие годы на то, чем Вы сейчас занимаетесь?
— Интересный вопрос. Прошло оно в Москве, и в Берлине. Я думаю, что оно повлияло на то, что я не побоялась приехать в Татарстан, потому что я жила в общежитии в МГИМО, это было первое общежитие — уникальное место. Всего у МГИМО четыре общежития, а вот в первом жили победители Олимпиад, медалисты, финалисты умников и умниц. Во-первых, на моем этаже было очень много ребят из Татарстана. На самом деле это интересная история, когда на всех олимпиадах старших классов треть мест всегда уходило в Татарстан. В МГИМО все лучшие студенты, кто «сражался» за баллы, для кого это было действительно важно, были также из Татарстана. Это качественная подготовка и, конечно, мотивация. А если говорить о жизни, вот тот факт, что я жила в общежитии, воспитывает некоторое бесстрашие, ты готов «идти на грозу» и тебе ничего нестрашно.
— Вы работали над брендом «Наследие Татарстана» вместе с Тиной Канделаки и компанией «Апостол». Эта работа повлияла на Ваше решение сделать большой шаг и приехать в Татарстан?
— Конечно, повлияла. Я благодарна Тине, компании «Апостол» и всем своим товарищам за то, что у меня появилась возможность познакомиться с Республикой Татарстан. Когда ты формулируешь бренд, ты рисуешь мечту, отчасти даже не достижимую и предположительно, в последствии, ты должен в ней разочароваться. Одно дело нарисовать картинку, другое — жить с ней каждый день. Но самое поразительное, что я как влюбилась в Татарстан, так мои горячие чувства только усиливаются.
— Я люблю задавать вопросы про дружбу, этот вопрос задавал и Дамиру Фаттахову, главе Московского и Кировского районов Казани и многим политическим деятелям. Как Вы думаете, помогает ли дружба в карьере?
— Как бы странно это не звучало, если у меня есть карьера, то она складывается для меня ровно потому, что для меня это не карьера, для меня это жизнь. Я живу тем, что я делаю. А помогает ли дружба в жизни? Да, конечно.
— Согласны ли Вы с фразой, что в политике, как в недвижимости, самое главное место, место и еще раз место?
— А я не в политике. Я не знаю ответа. У меня очень практическая деятельность.
— Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Каким следующий шаг будет в Вашей карьере?
— Вообще понятия не имею, у меня прекрасная ситуация в Республике Татарстан. Мне, кажется, я нахожусь ровно на том месте, на котором, сколько бы я не провела в Республике Татарстан, я и буду находиться. А что будет дальше, я даже ни то, что не загадываю, мне предположить трудновато.
— Давайте поговорим о парках — в год парков и скверов, объявленный Рустамом Миннихановым. Из 137 имеющихся парков в Казани будет реконструировано 32. Вы пообещали, что к концу лета жители получат готовые парковые территории. Сколько парков и скверов сейчас отремонтировано? Все ли идет по плану? Все ли в «графике»?
— Смотрите, два парка готово. Сейчас мы примерно на 12 территориях выходим на финишную прямую. У нас есть большой объем инфраструктурных работ. Не просто поменять покрытие, но разобраться с ливневой канализацией, провести сети… Это не то, что видно каждому жителю, но это то, без чего парки потом не смогут функционировать, как полноценные пространства. Если мы хотим привести малый и средний бизнес в парки, то мы понимаем, что подключать и тянуть самому километр канализации, например, может оказаться не под силу. А если мы сейчас создадим инфраструктуру, то нам в дальнейшем будет проще насытить парки жизнью.
Чтобы не показалось, что я ухожу от ответа на Ваш вопрос — у нас есть график. Преимущественно мы будем открывать территории во второй половину августа — начале сентября. Мы планируем провести фестиваль, для того, чтобы у людей был повод посетить парк и оценить новые территории.
У нас короткий строительный сезон и, конечно, хотелось бы начать работать ранней весной для того, чтобы все лето люди могли пользоваться. Мы очень верим и надеемся, что к следующей весне все будет круто, круто и люди смогут пользоваться пространствами в полной мере.
— Давайте вернемся к малому и среднему бизнесу. Я хотел бы обратиться к цифрам по доходам Московских парков за 2014 год. Цитирую Вас: «От мероприятий парки получили 12\% доходов, от катков — 13\%, от размещения торговых объектов — 18\%, проката — 9\%, столько же — аттракционов, аренды — 20\%, прочие доходы — 19\%». У меня несколько вопросов. Насколько реально привлечь малый и средний бизнес РТ в парки, готовы ли к этому предприниматели? Какими могут быть доходы МСБ, работающего в парках нашей республики?
— Тут немного другая структура, по некоторому количеству разных причин. Так как характер парков немного другой. В Москве это другие территории, они намного больше существующих в Казани, живущие, как абсолютно самостоятельные организмы. Плюс другая структура доходов населения, плюс другая система управления. Для того чтобы была аренда, нужно сначала, чтобы государство вложило существенные деньги в развитие инфраструктуры…
Я уверена, из количества обращений, что малый и средний бизнес РТ хочет зайти в парки. Я убеждена, что для этого малый и средний бизнес нужно цивилизовать. Это растущий организм. Мы уже проводили в начале июня фестиваль Open Space Market на Черном озере. Есть много прекрасных ребят с уличной едой. Мы будем также проводить мероприятия с уличной едой в августе и сентябре. Я уверена, что на следующий год кто-то из этих ребят сможет поставить свои объекты в парках.
— Есть ли статистика по посещению парков и скверов в Татарстане?
— Я думаю, что пока такой статистики нет. Мы посмотрим чуть позже.
— По моим ощущениям, количество людей с каждым годом увеличивается…
— Это понятно. Думаю, когда мы подойдем вплотную к реализации наших крупных проектов, таких как о. Кабан, о. Лебяжье, когда подойдем в плотную к набережной от речного порта до «Локомотива». Вот когда и эти территории заработают… То, что спрашиваете Вы, это вопросы про повседневную практику, и это вопрос не сколько статистический, сколько культурно-социологический. Это то, что у людей в голове. Появляется понимание, что если у людей есть время, они проводят его на свежем воздухе и у них всё для этого есть.
-В продолжении темы про свободное время — в одном из интервью Вы сказали, что планируете переманить людей из торговых центров в парки. Как Вы думаете, насколько осуществима эта задача?
— Это, конечно, долгосрочная фантазия. О чем я говорю? Когда я жила в Москве, я спрашивала друзей, чем планируете вечером заниматься? Они мне отвечали: «Мы пойдем в торговый центр погуляем». После ты понимаешь, торговый центр — это пространство, где светло, тепло, безопасно, есть доступные развлечения, кинотеатр, фудкорт, инфраструктура для детей. Из всего этого складывается определенное количество преимуществ. Моя гипотеза в том, что когда в парках, говоря про летнее время, будет тепло, безопасно и интересно, чисто, то люди захотят провести время на свежем воздухе. Если в парке будет туалет, еда, развлечения для ребенка…
— И wi-fi…
— Я, кстати, приняла тот факт, что все хотят wi-fi в парках, хотя сама не являюсь поклонницей wi-fi в парках. Я считаю, что его в других местах хватает. Но в этом смысле я понимаю, что мое мнение не может быть единственным. Дальше, когда это будет дополнено культурными мероприятиями, спортивными мероприятиями, то тогда, я не знаю, что может помешать людям выбрать парк. А зимой мы сможем сделать катки. Это, безусловно, будет лучше, чем в торговых центрах.
— Парки в большей степени ориентированы на летний период. Есть ли планы на зимнее время?
— Планы на зиму мы сейчас формируем.
— Как находите компромиссы в общении с жителями?
— …Важно создать механизм того, как люди формулируют свой запрос и как государство в состоянии его услышать и переработать. Встречами с населением я и пытаюсь его у себя выработать. Лучше чем Татарстан мало кто умеет создавать большую, настоящую инфраструктуру. Важно научиться насыщать ее маленькой, частной жизнью. Это процессы, которые находятся на более высокой стадии детализации.
Это уникальный подарок моего руководителя — Рустама Минниханова — он позволяет мне, обладая большими ресурсами, заниматься вещами на том уровне детализации, на котором это сейчас необходимо. Построили набережную, нужно правильно ее наполнить, насытить. Это непросто. Это нельзя сделать разом. Это делают только люди. Повышение детализации процесса — это следующий шаг в создании прекрасного и удивительного мира.
— При создании парков в Татарстане будет ли заимствован опыт крупнейших городов Европы — Лондона, Барселоны?
— Барселона, это нужно говорить сразу про набережную, то есть, да будет. Я против разговора про заимствования чего-либо у конкретных городов. Потому что у каждого пространства есть свой характер, свое эстетическое восприятие жителей, в Казани оно особенное. Второе, у нас есть научное понимание того, как должно развиваться пространство. Деталь в том, что советские парки сильно отличаются от классического европейского парка…
— Прошло уже почти полгода, как Вы живете в Казани. Можете поделиться пятью успешными и провальными решениями за этот период?
— Пять — это очень много.
— Может быть меньше…
— Это сложно. Ошибку, которую мы, кажется, во время исправили, не посоветовавшись с жителями по скверу Тинчурина сделать там навесы для Блошиного рынка. После того, как мы встретились с жителями, мы приняли решение этого не делать, поэтому эта такая «ошибка — не ошибка». Вы знаете, думаю, что это немного преждевременный разговор. Мне кажется, что чуть позже я смогу лучше ответить на этот вопрос. У нас нет времени рефлексировать.
— Каким характером должен обладать помощник президента Татарстана?
— Вы решили меня «добить». Я думаю, что нужно быть устремленным вперед, как я называю это «JUSTАЛГА». Я думаю, что нужно уметь уступать, руководствоваться принципами и человеческими и профессиональными, чтобы каждое решение было четко мотивированно, и ты был способен к выстраиванию диалога. Я думаю, что нужно уважать, ценить и восхищаться другими людьми, потому что без этого не получается командной работы. Но главное, нужно быть искренним.
— И впереди у нас вопросы по анкете Марселя Пруста. Вы готовы?
— Посмотрим.
— Ваша самая характерная черта?
— Безумие.
— Качество, которое вы больше всего цените в мужчине?
— Надежность.
— Качество, которое вы больше всего цените в женщине?
— Теплота.
— Что Вы больше всего цените в друзьях?
— Доверие.
— Что является Вашим главным недостатком?
— Короткая память.
— Какое Ваше любимое занятие?
— Придумывание.
— Какова Ваша мечта о счастье?
— Сон.
— Что Вы считаете самым большим несчастьем?
— Одиночество.
— Какой Вы хотели бы быть?
— Неунывающей.
— В какой стране Вам хотелось бы жить?
— В Татарстане.
— Ваш любимый цвет?
— Фиолетовый.
— Ваш любимый цветок?
— Роза.
— Ваша любимая птица?
— Сокол.
— Ваши любимые поэты?
— Бродский.
— Любимый литературный герой?
— Печорин.
— Любимые композиторы?
— Джон Леннон.
— Любимые герои в реальной жизни?
— Ух… Не буду отвечать.
— Любимые имена?
— Мира.
— Что Вы больше всего ненавидите?
— Подводить.
— Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?
— Восстание в Варшавском гетто.
— Реформа, которую Вы цените особенно высоко?
— Сложно сказать.
— Способность, которой Вам хотелось бы обладать?
— Абсолютное бесстрашие.
— Оказавшись перед Богом, что ему скажите?
— (молчание)…
Беседовал Айрат Сунгатуллин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: