Что бы ни говорили о перспективах исламских финансов в России, определенно, — они есть.
Исламскими финансами в нашей стране занимаются уже не только банки, владельцами которых являются носители религии и идеи. Ими начинает заниматься крупнейший банк России.
В июле Татарстан и ОАО «Сбербанк» подписали соглашение о сотрудничестве в области исламского финансирования.
Документ предусматривает взаимодействие сторон по изучению и формированию предложений для развития исламского банкинга в регионе.
Это первые шаги в части использования исламского финансирования. Не только исламские, но и многие европейские страны используют эти механизмы. С учетом того, что есть определенные сложности на зарубежных финансовых рынках, это эффективный инструмент.
У Татарстана хорошие контакты с исламским миром, а Сбербанк — мощная банковская структура, обладающая серьезным преимуществом — развитой филиальной сетью.
В масштабах страны это означает, что миллионы проживающих в РФ мусульман смогут пользоваться банковскими услугами, которые не противоречат вере.
Татарстан — регион-лидер. Аналогичное утверждение характерно и для структуры Германа Грефа.
Сегодня исламское финансирование — нишевый сегмент. Когда такие крупные структуры, как Сбербанк, начинают заниматься исламскими финансами, это означает, что компетенции начинают накапливаться не только у малых или нишевых игроков, но и флагманов рынка.
Рынку нужны люди. Подготовка людей, которые понимают и видят рынок не только с точки зрения клиента, но и с точки зрения регулирования, взаимоотношений с регуляторами, задача для флагмана российской банковской системы посильная.
Рынку необходимо законодательство.
В сентябре Малазийско-российский консорциум, в состав которого входят подразделение Центрального Банка Малайзии по развитию исламских финансов IBFIM, ведущий университет Малайзии Unirazak и Фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) завершит работу над технико-экономическим обоснованием (ТЭО) о создании исламского банка либо исламских банковских подразделений на базе действующих банков на территории России.
ТЭО будет служить отправной точкой для изменения российского законодательства. У нас есть договоренность с Советом Федерации, с Госдумой РФ. Мы проинформировали Центробанк и других регуляторов, что такая работа ведется. Конечно, в первую очередь ТЭО ляжет в основу практики использования исламского финансирования в Татарстане. Но отчет и анализ будут предоставлены и правительству РФ для того, чтобы иметь фундамент для дальнейших действий.
Если предположить, что федеральному центру понадобится не менее шести месяцев на изучение ТЭО, в Госдуму РФ проекты могли бы поступить в весеннюю сессию будущего года. Однако в сентябре 2016 года думцы будут переизбираться, будет новый созыв. Так что есть опасение, что в действующем созыве Госдумы мы не успеем провести законопроекты. Конечно, если не будет политического решения…
Вопрос запуска в России исламского банкинга — это, прежде всего, политический вопрос. С точки зрения экономики, мы уже доказали: идея работает.
Красота исламских финансов — внутри — они приближены к реальной экономике, к реальному участию в проектах. В исламских финансах всегда должен быть предмет сделки. Нет его, нет и сделки. Исламские финансы не допускают спекуляций.
Даже в рамках действующего законодательства работать можно, просто в очень ограниченном формате. Если мы хотим полноценный формат, необходимо решение первых лиц государства.
Решение привело бы в Россию свежие инвестиции.
Большинство инвесторов с востока не заходят с инвестициями в страны, где не сформировано исламское банковское законодательство — для них это табу. Так, что, прежде всего, в России должна появиться законодательная база. За ней — появятся и игроки, и рынок сформируется.
Скептиков много. Однако все знают: той банковской системы, которая сегодня существует в России, 25 лет назад не было. В 90-е люди — «банкиры» на коленке писали, что такое коммерческий банк. Они учились, перенимали опы
т, ездили в Европу, Америку…
Российский банкинг в современном понимании был внедрен меньше четверти века назад. С чего скептики взяли, что исламский банкинг — что-то невозможное?
25 лет назад понятия коммерческий банк в нашей стране не было. Сейчас в России пока законодательно нет понятия «исламский банкинг». Но, все возможно. И наши возможности зависят от желания, ресурсов и политической воли.
эксперт по инвестициям и исламским финансам
Линар Якупов,
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: