Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани еще не один раз будет сравниваться с прошедшей Универсиадой. В том числе, с точки зрения экономического эффекта.
Тогда за время соревнований было продано 300 тыс. сувениров, более 260 тыс. человек посетили культурный парк и более семи тыс. гостей — Сабантуй, а 15 тыс. человек посетили 380 экскурсий. Оборот розничной торговли в июле-августе 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года вырос на 10% — с 111,6 до 123 млрд рублей, оборот общественного питания — на 34%.
Торговцы ожидали подобного эффекта и от водного мундиаля, однако пока оправдываются не все ожидания. Основная причина — количество туристов.
Иностранцы предпочитают музеям матрешек
Казань во время студенческих игр посетило 150 тыс. туристов, 12 тыс. официальных лиц из 160 стран мира, 20 тыс. волонтеров. Сейчас турпоток несколько ниже — в водном ЧМ-2015 участвуют около 13 тыс. спортсменов, делегатов FINA и волонтеров, а в МВД и Госкомитете по туризму РТ ожидают, что в совокупности Казань посетят порядка 100 тыс. туристов.
«Сейчас очень много российских туристов, иностранцы к нам заходят, а вот спортсменов и волонтеров по сравнению с Универсиадой меньше», — рассказывает директор кафе «Сказка» Артур.
«Во время Универсиады у нас был рост турпотока на 200−300%, сейчас — 15−20%», — делится статистикой предприниматель с ул. Баумана, администратор музея казанских легенд и сказок Алексей.
Что касается сувенирной продукции, то она пользуется популярностью.
«В основном туристы, приехавшие на ЧМ-2015, берут магниты, иностранцы очень любят хохлому и гжель, нравятся им и матрешки. Туристы охотно берут сувениры», — говорит продавец «Казанских сувениров» на Баумана Гульнара, по словам которой сегодня на центральной улице города можно встретить туристов из разных стран.
Торговцы уверены, «вторая волна» спортсменов и туристов «сделает» выручку. Напомним, с 28 по 30 июля в Казань съезжается «вторая волна» спортсменов более чем из 35 стран мира. В основном это пловцы и хай-дайверы. За ними — представителями зрелищных видов, подтянутся и гости чемпионата.
«Еще не все туристы приехали. Сначала хотели усиливать персонал на ЧМ, но пока не потребовалось. Ждем гостей к закрытию», — рассказывает управляющий музея иллюзий Алина.
В общепите — рост от 20 до 40%
Лучше ситуация выглядит в сфере общественного питания. При этом особой популярностью пользуется национальная кухня.
«Туристы заходят. Большей популярностью пользуется кафе на первом этаже (средний чек — 200 рублей), где именно татарская национальная, домашняя кухня представлена — там как раз и прирост. До ресторана, видимо, не доходят. Разницы особой нет — в Казани всегда есть туристы, „чемпионатских“ мы пока не ощутили», — говорит замдиректора кафе-ресторона «Алан-аш» Лейла.
Повыше «градус удовольствия» от эффекта водного чемпионата у владельцев баров, преимущественно спортивных.
«К нам постоянно заходят спортсмены, волонтеры — все-таки спортивный бар. Рост по посетителям примерно на 20%, — рассказывает администратор Twin Peaks Сабина, по словам которой у стойки и за столиками можно встретить американцев, норвежцев. — Были даже ребята с Мадагаскара. А вот русские туристы заходят куда реже».
Те же 15−20% роста, хотя ожидания были на уровне 40%, наблюдаются в баре SПБ — чаще всего за пивом заходят китайцы и немцы.
О 40%-ом приросте посетителей рассказал исполнительный директор кофейни «Шоколадница» на Пушкина Алексей. По его словам, выручку делают группы — из Турции и других стран.
«Должна идти конкурентная борьба между гостиницами»
В хостеле «Казанское подворье» из-за небольшого количества мест (не более сотни) хорошая заполняемость. Сыграли свою роль и место — самый центр города, и инфраструктура — собственное небольшое кафе, прокат велосипедов. Этим летом хостел стали заполнять иностранцы — они часто заезжают группами. Каждый третий гость — из Китая, Тайвани и других азиатских стран, в том числе и волонтеры, правда, из Голландии. Много европейцев. Казанские хостелы выбирают и жите
ли двух российских столиц.
«По большому счету, мы работаем на имидж любимого города, республики, страны. Именно мы, малый и средний бизнес, должны показать, что Россия — это хорошая красивая страна, и не все в ней так плохо, как везде говорят. Надо просто работать.
Должна идти конкурентная борьба между гостиницами, хостелами, должны появляться новые вещи", — рассказывает управляющий «Казанского подворья» Фархат Ибраев.
Что касается конкуренции — она есть. «До Универсиады у нас была полная заполняемость, а после нее, и даже сейчас — около 70%», — говорит менеджер гостиницы «Регина» на Баумана Юлия, сетуя на «бум хостелов», отбирающих бюджетных гостей.
Если верить системе ДубльГис, то в радиусе 1,5−2 километров от станции метро «Площадь Тукая» малых гостиниц не менее 20.
Имидж — все, большая порция — ничто
Про имидж столицы РТ говорят и в первом национальном ресторане — одном из главных «магнитов» для состоятельных туристов в центре Казани. Средний чек здесь — 1500 рублей, а из меню — конина, баранина, языки, выпечка — то, о чем можно узнать в интернете о татарской кухне.
«У нас большие порции, не как в Европе, гости просто недоедают и просят упаковать, — рассказывает менеджер Булат. — Мы работает на имидж, показываем сервис, чтобы получить результаты в последующие годы. Работает сарафанное радио, проходит много мероприятий, про Казань туристы знают. Да и россияне приезжают, возвращаются к нам. В свете последних тенденций, ждем прироста внутреннего туризма».
По его словам, количество посетителей во время чемпионата уже выросло на 25% по сравнению с прошлым годом, выручка — на 30%. «Русских туристов из числа посетителей — большинство, а из иностранцев в ресторан в основном приходят европейцы. Во время чемпионата, как правило, тренеры и члены делегаций», — поясняет Булат.
Фото на память
Рост гостей на центральной улице города заметил и Анвар — тот самый человек, который предлагает сфотографироваться с совой или обезьянкой.
Возле него и его питомцев постоянно крутятся туристы — девушки из Австралии гладили сову, а у гостей из Астаны прямо из рук примат выдернул банан.
«Как начался чемпионат — на ул. Баумана заметно выросло число гуляющих туристов. Очень много китайцев, европейцев, — говорит Анвар. — А вот фотографируются в основном россияне. Количество снимков выросло -ежедневно фотографирую несколько десятков туристов. Но это не главное. Главное — у всех настроение хорошее, люди знакомятся друг с другом, веселятся».
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: