Новости
17 Января 2017, 15:00

Национальность в образовании: почему учителя Татарстана не хотят учить мигрантов

В Татарстане более 60% учителей не считают нужным менять методики преподавания из-за присутствия в классах детей из других стран и республик. Ученые КФУ считают это серьезной проблемой на фоне растущего числа мигрантов и заявляют о разработке образовательных программ для учителей в мультикультурной и полиэтничной среде. Сами педагоги корень проблемы видят в отсутствии в современной системе образования единого подхода к адаптации детей-мигрантов.

КФУ выявил «неоднозначное отношение» татарстанских учителей к представителям некоторых национальностей при «спокойном отношении» к различным религиям. Согласно результатам исследования ученых вуза, порядка 50% опрошенных учителей негативно относятся к представителям ряда национальностей. При этом более 60% педагогов в РТ не считают нужным менять методики преподавания из-за присутствия в их классах детей из других стран и республик.

Исследователи полагают, что феномен связан с наличием у многих учителей определенных этно-конфессиональных стереотипов или социальных установок. Это «проецируется» на личностные особенности, затрагивая и морально-этическую сферу.

«Наши исследования национально-религиозных отношений и установок среди учителей Татарстана в целом показали, что отношение к представителям различных религий достаточно спокойное, но вот к представителям других национальностей весьма неоднозначное.

Читайте также:

Рейтинг школ Казани-2016

65% опрошенных ответили, что не желают соседствовать с представителями Кавказа, Средней Азии, Украины и других государств; 25% опрошенных ответили, что готовы жить в одном государстве с представителями других национальностей, а 10% учителей не согласны жить в одном государстве с представителями других этносов", — говорит доцент кафедры дошкольного и начального образования КФУ, руководитель одного из направлений проекта мультикультурной подготовки учителя, реализуемого в рамках САЕ «Учитель XXI века», Резеда Хайрутдинова.

В опросе участвовали учителя школ Казани и различных городов и районов Татарстана в возрасте от 43-х до 45-ти лет. При этом порядка 60% относили себя к представителям ислама, 30% — к представителям христианства, 10% — к атеистам. В исследовании принимали участие только этнические татары и русские.

Несмотря на достаточно «ровные» результаты исследования, все учителя, участвовавшие в опросе, не хотели бы, чтобы в их классе учились дети перечисленных выше национальностей, говорит Хайрутдинова, подчеркивая, что это очень серьёзная проблема.

«Мировые миграционные процессы жестко требуют изменения социальных процессов в принимающих странах и выработки адекватных программ адаптации без социально-экономических перекосов», — поясняет она.

Сами учителя тему комментируют неохотно. На условиях анонимности они говорят, что дети-мигранты очень сложны в адаптации, часто они выглядят «белыми воронами» на фоне других учеников и, отставая в успеваемости, «портят» показатели педагогу.

СПРАВКА:
За период с 2011 по 2015 годы в Татарстане численность лиц, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, возросла более чем в 1,7 раза. Только в 2016 году на миграционный учет в РТ поставлено более 182 тыс. иностранных граждан (+8,5%).
Наибольшее количество иностранных граждан прибывает для проживания в Казань и Набережные Челны. Мигрантов много также в Зеленодольском, Альметьевском, Нижнекамском и Лениногорском и районах РТ.

Директор лицея-интерната № 7 для одаренных детей г. Казань Альберт Ахметов считает корнем проблемы отсутствие в современной системе образования единого подхода к адаптации детей-мигрантов.

«Во времена Советского Союза русский язык считался государственным языком на всей его территории, хотя формально он приобрёл статус лишь в 1990 году. Так или иначе, русский язык изучался во всех школах даже в самых отдаленных поселениях, а переход ребенка из школы одной союзной республики в другую не был таким сложным как сейчас. Ведь программа образования и образовательный стандарт были одинаковыми, и дети приезжали со знанием русского языка. Количество иммигрантов из других стран было невелико. Поэтому проблема адаптации ребенка, его выравнивания в классе не была такой широкой.

Сейчас, после пары десятилетий после распада СССР, мы видим результаты глобализации своими глазами, когда треть класса может быть детьми-иностранцами с совершенно другим мировоззрением, культурой и, к сожалению,
з ачастую отсутствием достаточного знания русского языка для обучения.

Учителя, сталкиваясь с такими проблемами, остаются «один на один» и решают их в меру своих возможностей — самостоятельно. Отсюда и отсутствие желания что-то менять в своей работе и подходах к преподаванию", — поясняет Альберт Ахметов.

СПРАВКА:
67% татарстанцев считают важной национальную составляющую своей личности. 73% респондентов из числа молодежи говорят о том, что они в разной степени владеют национальными языками Татарстана. Религия также выступает важным фактором самоидентичности молодежи, об этом заявили более 65% опрошенных.
81,5% татарстанцев разделяет общероссийскую гражданскую идентичность. Более 80% участников опроса в разной степени испытывают чувство гордости, ощущая свою российскую гражданственность. Только около 10% из них отметили, что таких чувств не испытывают [данные 2015 года, см. «Толерантность — это не наша задача«].

По словам исследователя в области мультикультурного образования, профессора отделения исследований в области образования и психологии Высшей школы образования Университета Майами США Дины Бирман, проблема мигрантов и их адаптации в мире находится на одном из первых мест, уступая, может быть, только терроризму и кризису мировой экономики. Ведь, помимо различных социальных проблем адаптации в новой стране, есть ещё и проблемы психологические. Всё это в совокупности приводит к возникновению сложностей во взаимоотношениях между принимающей стороной и самими мигрантами.

Бирман также придерживается мнения, что для успешного «встраивания» в новую культуру с минимальными для себя потерями, в первую очередь, необходимо знание языка принимающей страны, определение и возможное изменение своей этноидентичности, изменение своего «поведения» в соответствии с особенностями принимающей страны.

При этом именно школа играет особую роль в системе адаптации детей мигрантов. Процессы инкультурации (освоения культурных норм и принципов своей страны) и аккультурации (принятия культурных и социальных норм новой культурной среды) у детей-мигрантов могут идти параллельно и даже сливаться в единый процесс. В этом случае они происходят быстрее и проще, чем у взрослых.

«Если нет выстроенной адекватной системы работы учителя с такими учениками, которые, безусловно, по уровню знания языка и скорости работы в классе будут выделяться на фоне детей-носителей языка, то процессы адаптации и социализации детей-мигрантов будут затруднены», — говорит Бирман.

По мнению экспертов, во многом успешность работы с детьми из других стран и республик определяет личная и эмоциональная включённость в образовательный процесс в классе. Иногда социальные установки, имеющиеся у самого учителя, могут препятствовать его успешной работе с такими детьми.

Добавим, что в Казани уже приступили к разработке образовательных программ для учителей в мультикультурной и полиэтничной среде. Ученые надеются «научить» педагогов при помощи новых педагогических и психологический приёмов правильно и корректно работать в классах, где учатся дети разных национальностей, при этом полностью контролировать ситуацию.

Ксения Долгова

Что нового в мае 2024  10:17

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: