Новости
13 Февраля 2012, 14:00

Сертификация системы менеджмента качества предприятия — первый шаг к работе в формате ВТО

На днях около 600 специалистов в области менеджмента качества из различных регионов России и Татарстана обсудят на всероссийском форуме в Казани требования по проведению оценки (подтверждения) соответствия продукции, ввозимой и обращаемой на территории стран — участников Таможенного Союза. Насколько актуальны проблемы менеджмента качества в том числе и сертификации системы менеджмента, в связи с вступлением в ВТО TatCenter.ru рассказал генеральный директор ООО «Поволжский сертификационный учебно-методический центр» Геннадий Сидоров.


Геннадий Сидоров — Действительно ли наличие у предприятия сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) становится сегодня необходимостью в связи со вступлением России в ВТО?

— Необходимость наличия у предприятия сертифицированной СМК обусловлена тем, что потребители все больше внимания обращают уже не на стоимость товара или услуги, а на их качественные характеристики, которые могут быть созданы только в условиях результативно работающей СМК.

Стандарты ИСО серии 9000 предъявляют требования не к качеству выпускаемой продукции, а к системе управления деятельностью организацией, которая призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества его деятельности. Таким образом, сертификат ИСО подтверждает наличие в организации действующей СМК, соответствующей требованиям стандартов ИСО, демонстрирует партнерам и клиентам, что деятельность организации направлена только на качественную продукцию или услуги.

Зарубежные партнеры, инвесторы предпочитают иметь дело именно с такими российскими предприятиями, рассматривая их как претендентов на право представления их интересов в России, причем, с одной стороны, как в роли производителей и своих поставщиков продукции, необходимой зарубежным партнерам и, с другой стороны, в роли потребителей их продукции. Так как эти предприятия имеют результативные и прозрачные системы управления и, соответственно, есть гарантии качественных поставок продукции, у них есть авторитет среди партнеров и местных органов власти, т. е., имеются аргументы за то, чтобы предложить таким предприятиям взаимовыгодное сотрудничество.

— Что планируется обсудить на Всероссийском форуме органов по оценке соответствия в области технического регулирования?

— 15−18 февраля в Казани состоится Всероссийский форум органов по оценке соответствия в области технического регулирования. В силу ряда причин и проблем, о которых я также хочу упомянуть, мы возлагали на этот форум большие надежды. Но, к сожалению, программой форума не предусмотрено рассмотрение вопросов и путей развития менеджмента качества в России, что особенно актуально было бы в связи с вступлением России во ВТО. Согласно заявленной программы, основной упор на форуме будет сделан на вопросы сертификации продукции.

— Готовы ли наши татарстанские предприятия к работе в формате ВТО?

— Хотелось бы изложить свое видение некоторых проблем, с которыми придется столкнуться многим предприятиям реального сектора экономики республики при их работе в формате ВТО. Прежде всего, существует проблема организации грамотного, а значит и качественного менеджмента предприятий, основанного на международном опыте.

Как эксперт по сертификации систем менеджмента считаю, что сегодня в республике к работе в формате ВТО фактически готовы только некоторые предприятия, имеющие значительный опыт внешнеэкономической деятельности и добровольно сертифицировавшие свои СМК на соответствие требованиям международных стандартов ИСО и, в первую очередь, ИСО 9001.

Большинство предприятий к работе в условиях жесткой конкуренции в формате ВТО не готовы, хотя в этом утверждении мы так хотели бы ошибаться. Не будем еще раз говорить об известных системных проблемах: модернизация, внедрение систем «бережливое производство», создание механизма защиты своих рыночных интересов и т. д. Считаем, что здесь главная проблема в том, что многие предприятия не ведут целенаправленную работу по формированию и развитию менеджмента качества, хотя сертификаты соответствия требованиям международным стандартам ИСО у многих из них уже имеются.

— Какая сегодня ситуация в Татарстане с сертификацией СМК предприятий?

— На начало этого года в республике насчитывалось около 450 предприятий и организаций различных форм собственности и размерности, системы менеджмента которых прошли сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов ИСО. Многие из них уверенно работают на своих рынках, умело защищают свои интересы. И свой первый шаг к предстоящей работе в формате ВТО они фактический уже сделали.

Но нас и наших коллег очень беспокоит зарождающееся такое негативное явление, как «российский рынок сертификатов качества». В интернете, в других средствах массовой информации и даже на придорожных билбордах в Казани размещены рекламные баннеры: «Купить сертификат ИСО 9001. Дешево», «Сертификаты ИСО за четыре дня. 100 \% гарантия», «Продаем сертификаты ИСО. Лучшие условия. 100\% соответствие», «Срочно: сертификаты ИСО, допуски СРО» и т. п., все эти «приглашения к сотрудничеству», не соответствующие здравому смыслу и действующим в РФ нормативно-правовым документам в области сертификации.

— То есть получается, что сегодня запросто можно купить сертификат соответствия?

— Да, это так. Сегодня, так же как и дипломы ВУЗов, ученых степеней, курсовые работы и т. п., можно запросто купить сертификат соответствия, подтверждающего, что на предприятии якобы внедрена и сертифицирована СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО.

Вы считаете, что рыночные механизмы по внедрению и сертификации систем менеджмента качества могут сработать некачественно?

— Да, иногда может быть и такое. Сегодня мы наблюдаем бесконтрольную деятельность многочисленных «органов по сертификации», использующие интернет-коммуникации для продвижения так называемых «услуг по сертификации». Наши наблюдения показали, такие «органы по сертификации систем менеджмента», в основном, не аккредитованы федеральными органами, что требует действующее законодательство и, соответственно, их деятельность в России нелегитимна.

— Может ли угрожать деятельность вышеупомянутых «органов по сертификации», интересам предприятий и организаций, желающих внедрить и сертифицировать свои СМК?

— Руководители некоторых предприятий малого и среднего бизнеса, к сожалению, проявляют самонадеянность, не ориентируются в вопросах менеджмента качества, и, желая сэкономить, заключают договора с вышеупомянутыми «фирмами» и «органами по сертификации». В итоге предприятия получают цветные бумажки под названием «сертификат соответствия» при фактически неработающих на результат системах менеджмента качества.

Вполне естественно, что руководители таких «сертифицированных» предприятий уже не могут видеть у себя результатов от внедрения и сертификации СМК, т.к. у них фактически нет системной работы по обеспечению качества продукции и, в итоге, страдает авторитет самих предприятий со всеми вытекающими для них рыночными последствиями. А время и деньги уже потрачены…

Потенциальные партнеры указанных предприятий, в том числе стратегические и зарубежные, также бывают разочарованы: «…показали сертификат ИСО, а предприятие фактически на ручном управлении…», «…сертификат ИСО есть, а нормального менеджмента нет», «система управления держится на окрике…», «…менеджмент на интуиции …», «…какой еще здесь ВТО?» и др.

— И какой же здесь выход?

— Ясно, что создать систему менеджмента предприятия в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО всего за несколько дней, как это обещают упомянутые «органы по сертификации», теоретически и практически невозможно, что подтверждается установленными Росстандартом нормативами на выполнение указанных консультационных и сертификационных работ.

Мировая и отечественная практика показала: разработка и внедрение в организации СМК, отвечающей стандартам ИСО, требует кропотливой перестройки системы управления на всех его уровнях: от рядового исполнителя до первого руководителя. Такие же требования предъявляются и к качеству управления производственными и бизнес-процессами партнеров-поставщиков материалов, комплектующих, услуг и работ. Причем, внедренную и сертифицированную систему менеджмента необходимо поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать ее результативность, а для этого имеется механизм инспекционного контроля и ресертификации систем менеджмента качества предприятий.

— Российским предприятиям установлены переходные периоды до задействования норм ВТО, так что время подготовиться еще есть.

— Оснований для самоуспокоения здесь я не вижу. «Есть еще переходный период, подготовиться успеем», примерно так рассуждают руководители предприятий, фактически купившие по дешевой цене «сертификаты соответствия ИСО». Но они еще не понимают и, наверное, не скоро поймут, что их потенциальные партнеры, в том числе, и зарубежные, будут требовать предъявления результативно работающий системы менеджмента, а не цветные бумажки в рамочках, гордо вывешенные в кабинетах.

Здесь можно предвидеть реакцию потенциальных партнеров и инвесторов на переговорах с предприятиями, владеющими такими «сертификатами»: «…у Вас есть сертификат соответствия ИСО, но нет работающей системы менеджмента качества. Извините, но мы не можем рисковать…» и т. п. заключения разочарованных партнеров. А нам не раз приходилось быть свидетелями таких «результатов» переговоров.

— Какие проблемы могут возникнуть при выборе партнера по сертификации системы менеджмента качества?

— Организации, желающие сертифицировать свои системы менеджмента качества, должны выбирать орган не только на основе тендера, но и на основе четких критериев, основной из которых должен быть такой как, способность органа по сертификации приносить добавленную ценность организации-заказчику.

В то же время у меня и у моих коллег вызывает серьезную озабоченность нелицеприятные факты, когда на руководителей ряда предприятий республики, оказывается давление со стороны некоторых органов по сертификации с целью вынудить отдать только им заказы на сертификацию или ресертификацию со следующей «аргументацией»: «Ваше предприятие, как поставщик комплектующих и материалов на такое-то предприятие, обязано заказать сертификацию СМК только у нас, т.к. наш орган по сертификации является партнером этого предприятия». Или есть факты обратных явлений, когда известное предприятие требует от своих поставщиков, чтобы они сертифицировались только у одного какого-то органа по сертификации.

Хотя такая «аргументация» является грубейшим нарушением требований нормативно-правовых документов, включая антимонопольное законодательство, тем не менее, ряд поставщиков поддаются на такую «аргументацию» из боязни потерять известного заказчика. По признаниям руководителей предприятий, которых все-таки вынудили работать с вышеупомянутыми органами по сертификации, результатов обычно от такого «сотрудничества» нет, и они сожалеют о понесенных финансовых и временных затратах.

И в заключение. Нас беспокоит то, что сегодня на наших глазах важность российского движения по сертификации систем менеджмента, как основного фактора, обеспечивающего производство, работы и услуги на уровне мировых стандартов качества недооценено, и в силу вышеназванных причин (продажа сертификатов соответствия и др.) в дальнейшем может быть даже дискредитировано. А это чревато серьезными последствиями для деятельности российских предприятий и организаций при работе в условиях ВТО. А когда разберемся, почему проиграли свой рынок и стали зависимыми от поставок извне со всеми негативными рыночными последствиями для предприятий и населения, будет уже поздно. Завоевывать обратно то, что так самонадеянно отдали и потеряли, будет сложнее.

Надеюсь, что на предстоящем Всероссийском форуме органов по оценке соответствия будет дана объективная оценка ситуации на российском рынке сертификации и намечены пути по результативному внедрению систем менеджмента в практику работы российских предприятий.

Новости
12 Декабря 2024, 08:29

В РТ ввели единую цифровую систему здравоохранения

Теперь врачи республики работают через систему «Электронное здравоохранение Республики Татарстан».

Медучреждения РТ перешли на работу в информационной системе «Электронное здравоохранение Республики Татарстан». За текущий год удалось оформить свыше 50 млн электронных медицинских документов и выписать более четырех млн рецептов.

При помощи системы можно формировать электронные медкарты пациентов после посещения врача и интегрировать данные с федеральными информационными системами. РТ выполнила все шесть показателей нацпроекта «Здравоохранение» по созданию единого цифрового контура и успешно интегрировала региональную систему в общероссийскую.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: