— Анна Александровна, аналитики говорят о серьезном структурном переделе российского рынка в связи с изменениями в законодательстве. Коснулось ли это татарстанского рынка?
— Татарстана передел рынка не коснулся. Этот процесс идет в тех регионах, где существовали недобросовестные производители, не уплачивающие акцизы с производимой продукции, а также дистрибьюторы, реализующие нелегальную продукцию. Так, в 2011 году много спиртзаводов было закрыто на Кавказе. В Татарстане один производитель — «Татспиртпром». Эта компания находится под жестким контролем властей республики и платит все положенные акцизы и налоги. Местные дистрибьюторы также работают строго в правовом поле, благодаря чему в Татарстане на прилавках отсутствует нелегальный ввозной алкоголь. Поэтому и больших претензий у Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка к игрокам этой отрасли не возникло.
— Какие изменения ждут рынок в 2012 году?
— Главное законодательное изменение, которое уже вступило в силу с января 2012 года: пиво все-таки признано алкоголем. Теперь его продажа и производство регулируются общим для всех видов алкогольной продукции законом. Это означает обязательную декларацию объема продаж пива, чего раньше не было. Кроме того, установлен запрет на реализацию пива на территориях, прилегающих к детским учреждениях, на остановочных площадках и вокзалах. Теперь в ночные часы запрещено продавать алкоголь больше 5 градусов. А в 2013 году будет запрещено ночью продавать алкоголь выше 1,5 градуса, тогда нельзя будет пиво продавать в ларьках и рекламировать его. Я думаю, что на производителях пива это не отразится. Хотя, конечно, спад потребления будет. Но это и к лучшему, потому что сегодня основной потребитель пива, к сожалению, молодежь.
Второй важный момент — процесс перелицензирования, который захватил весь рынок России. Татарстанские игроки пережили его хорошо. Часть мелких дистрибьюторов ушла с рынка, но это никак не отразилось на рынке в целом — все ключевые игроки сохранили свои позиции.
— Сколько компаний сегодня состоит в Ассоциации? Какую долю рынка они занимают?
— Сегодня Ассоциация объединяет шесть участников рынка: ЗАО «Неско-Казань», ООО «Фирма Саман», ООО «Патриот», ООО «ТД Россич», ООО «Компания Премьер» и ООО «Холдинг-компания Реал». Еще шесть крупных игроков рынка не состоят в Ассоциации — это «Эдельвейс», «Метро», «Тандер», «Алкоторг», «Русь-импорт» и «Галерея вин». В конце 2011 года на республиканском рынке появилось три новых игрока, но пока их доля рынка незначительная, и серьезно они о себе еще не заявили.
Члены Ассоциации суммарно занимают больше 90\% рынка ввозного алкоголя. В водочном сегменте члены Ассоциации занимают 15\%, у «Татспиртпрома» — оставшиеся 85\%. По остальным видам продукции ситуация обратная: у «Татспиртпрома» — около 2\%, а остальная доля в 98\% приходится на ввозную продукцию, и тут рынок делят, в зависимости от вида продукции, разные компании.
— Насколько велика вероятность того, что в 2012 году на рынок придут новые игроки?
— Татарстанский рынок уже сформирован, насыщен, и пока нет предпосылок для появления новых участников. Когда в конце прошлого года появилось три новых компании, было непонятно, на что они рассчитывают, сбудутся ли их планы. Но я также не думаю, что кто-то уйдет с рынка в ближайшее время.
— Какой вид алкоголя пользуется в республике большим спросом?
— Всегда считалось, что Татарстан — водочная республика. Я полагаю, что эта тенденция сохранилась и сейчас. Так происходит потому, что местный производитель производит в основном водку. А ввоз слабоалкогольных напитков, шампанских и вин не покрывает потребности рынка: нет местного производителя с высокой долей производства этих видов продукции. Однако ситуация постепенно меняется. В 2011 году наблюдался прирост ввозной продукции, в том числе вин. Можно прогнозировать дальнейший рост спроса в этом сегменте.
— А как повлияет на рынок запланированное повышение ставок акцизов на алкоголь?
— Акцизы индексируются каждый год. К концу 2014 года акцизы хотят повысить до такой степени, чтобы водка, которая сегодня стоит 100−110 рублей, стоила около 250 рублей. Спрос на водку немного упадет, хотя, наверное, и нелегальной продукции станет больше. Но только не в Татарстане, у нас вряд ли появится нелегальный алкоголь.
— Почему?
— У нас его нет. Совершенно точно. Как я уже говорила, то, что производит «Татспиртпром», априори легально. А все, что завозится, мы проверяем на легальность в Алкогольной инспекции. Шесть оптовиков, входящих в Ассоциацию, плюс еще несколько компаний — вот и весь рынок, и все игроки предпочитают работать, строго следуя букве закона. И не только потому, что в Татарстане очень хорошо работают контролирующие органы, но еще и потому, что участники Ассоциации строят социально ответственный бизнес, направленный на удовлетворение интересов потребителей в том числе.
— Правительство России намерено к 2020 году снизить среднедушевое потребление алкоголя с нынешних 15 до 6−8 литров в год. Как вы оцениваете эффективность проводимой государством антиалкогольной кампании?
— Я не думаю, что меры, предпринимаемые правительством, действенны. Пока, по крайней мере. Те, кто умеренно пьет, так и будут умеренно пить. Те, кто пьет неумеренно, пить не перестанут. Поэтому нужно антиалкогольную пропаганду нацеливать на молодежь.
— У вас есть предложения, которые могли бы помочь в борьбе с алкоголизацией?
— Существующая в правительстве концепция в основном лозунговая. Я считаю, что, безусловно, нужно убрать с телевидения рекламу пива. С детских садов нужно пропагандировать здоровый образ жизни. Тут много составляющих. Общий уровень жизни должен быть выше. Если в районах молодежи нечем заняться, нужно создать альтернативу алкоголю — спортивные учреждения, культурные заведения, и вести строгий контроль за выполнением этих задач, вплоть до личной ответственности руководителя региона. Кроме того, безусловно, на ребенка влияют и семья, и школа.
Запреты по реализации алкоголя несовершеннолетним действуют на какой-то процент. Думаю, на селе подросткам все-таки продают алкоголь. Но в крупных городах такие случаи редки. Чем компания дольше работает на рынке, тем сильнее она дорожит своей репутацией, и ради прибыли от одной бутылки пива ей нет смысла рисковать своим имиджем.
В любом случае правительству следует пробовать разные варианты мер для снижения алкоголизации, если оно по-настоящему заботится о молодом поколении, если это не просто предвыборные лозунги.
— Нет ли опасения, что после президентских выборов в России введут госмонополию на алкоголь? Насколько это реально?
— Введение госмонополии на алкоголь в России очень проблематично. Многие крупные участники рынка, например, компания «Русский алкоголь», принадлежат западным инвесторам. Будет большой скандал. Можно ввести госмонополию только на российских производителей, но в этом случае интересно, как это обыграют законодательно, ведь российские компании могут и в международный суд подать.
О госмонополии говорят последние два года. Но пока это популистские разговоры. Депутаты предлагают свои законопроекты. Но, к сожалению, они и чиновники нередко очень далеки от реального положения дел на рынке и не всегда могут увидеть, к чему приведут их законопроекты. Я внимательно читаю аналитику по рынку из-за специфики своей работы, а работающие в министерствах люди не всегда имеют на это время, и когда им помощники приносят цифры, они вынуждены этому верить.
Министр здравоохранения России Татьяна Голикова заявила, что у нас на душу населения приходится 18 литров алкоголя, хотя на самом деле было 14 литров. Но, завысив показатель до 18 литров, в минздраве через какое-то время заявили, что благодаря их работе уровень потребления алкоголя понизился до 14 литров на человека в год. И люди вынуждены принимать это на веру, даже господин Путин. На каком этапе 14 литров превратились в 18, я не знаю. Обобщая, хочу сказать, что за госмонополию выступают многие чиновники, но не все из них понимают, к чему это может привести алкогольный рынок России.
— А к чему она может привести?
— Сторонники идеи госмонополии считают, что это снизит объем контрафактной продукции. Но и при госмонополии нужно будет контролировать работу заводов. Кто это будет делать? И что помешает контролеру в третью смену точно так же производить нелегальный алкоголь? Кто будет контролировать контролеров? Наверное, только инопланетяне смогут заставить госмонополии работать честно.
— Ранее татарстанский рынок считался одним из самых закрытых в России. Изменилось ли что-то? В каких отношениях сегодня члены Ассоциации с местными властями?
— Надеюсь, что в конструктивных. Хотя есть некоторые спорные моменты, которые нас не устраивают. И ряд вопросов, ответов на которые нет. Например, «Татспиртпром», как и прежде, сегодня завязан на внутренний рынок республики… Ничего не изменилось за последние два года…
— По данным Госалкогольинспекции РТ, в 2011 году в республике закрылось более 500 магазинов, торгующих алкоголем. На каждое открытие сетевого магазина приходится закрытие не менее трех местных точек торговли. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.
— Не знаю, как насчет лоббизма, но по оттоку покупателей могу сказать следующее. Сети имеют возможность держать низкие цены на продукцию, устраивать акции, таких возможностей у мелкой розницы нет. А у сетей она есть потому, что поставщики хотят работать с сетями, и, пользуясь этим, сети диктуют жесткие условия, заставляющие поставщиков идти на снижение цен. И потом, в сетях представлен широкий ассортимент продукции, благодаря которому покупателю не нужно ходить по разным магазинам и он может все купить в одном месте. Зачастую это определяющий фактор, даже если какой-то товар дороже.
— Анна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе. Когда вы начали работать на алкогольном рынке, какие у вас увлечения, чем еще интересуетесь?
— На алкогольном рынке работаю пять лет, с 2007 года. Главное увлечение — семья, потому что времени на близких людей не хватает катастрофически. С удовольствием попрактиковалась бы в английском, из-за нехватки общения беглость речи быстро утрачивается. Мечтаю выучить испанский, но, видимо, только на пенсии — времени нет. Основное занятие, оно же хобби, оно же любимое дело — работа в профессиональной отрасли, я юрист по образованию. По выбросу адреналина судебный процесс для меня сравним, пожалуй, с экстремальными видами спорта. Еще очень хочу завести собаку, но это, наверное, когда ребенок подрастет.
Наталья Федорова
«где Деньги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: