В 2011 году служба судебных приставов не могла пожаловаться на невнимание законодателей. За год только в федеральном законе об исполнительном производстве претерпели изменения 49 статей. По словам руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по РТ Хамита Шарипова, правила работы требуют от приставов быть мобильными, гибкими, а закон дает больше инструментов. Так, службе судебных приставов передаются новые полномочия административного выдворения иностранных граждан и людей без гражданства из России. Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, присутствовавший на заседании, отметил, что 10 лет тому назад никто не предполагал, что миграция сможет так серьезно влиять на ситуацию в стране. «Возможно, в РТ эти проблемы видны меньше, чем в других регионах, но сказать, что их нет нельзя. Нам надо действовать упреждающе и четко», — считает Ильдар Халиков.
Также с 2014 года вступают в силу изменения квалификационных требований к приставам. Теперь у судебного пристава должно быть высшее юридическое или экономическое образование. «Новые задачи перед нами ставит и правоприменительная практика. Штраф в размере 300 млн. рублей, назначенный в качестве основного наказания для бывшего главы Верхнеуслонского района, тому пример», — заявил Хамит Шарипов.
Новые приоритеты
На итоговой коллегии в 2010 году Ильдар Халиков обозначил основные приоритеты работы службы судебных приставов РТ — взыскание задолженности по зарплате, алиментам, банковским кредитам, налогам, взносам в Пенсионный фонд. В 2011 году, проанализировав основные данные, премьер-министр пришел к выводу, что базовые показатели прошедшего года хорошие.
В 2011 году на исполнении у приставов находилось более 1 млн. 100 тыс. исполнительных производств на общую сумму свыше 80 млрд. рублей. Судебные приставы закончили 689 тыс. дел, но, несмотря на принимаемые усилия, так и не удалось снизить остаток неисполненных производств прошлых лет. Хамит Шарипов предупредил на коллегии старших судебных приставов, что работа с остатками будет в 2012 году одной из приоритетных. В 2011 году вырос уровень реальных взысканий с 39 до 39,6\%, при этом почти на 100 млн. рублей снизилась взысканная сумма и составила около 10 млрд. рублей.
Хамит Шарипов:
— К сожалению, нагрузка на судебных приставов возрастает. В 2011 году средняя нагрузка составила 209 производств в месяц. Но, несмотря на это мы имеем стабильно работающие подразделения, которые благодаря хорошо организованной работе добились результатов. Речь идет об Алексеевском, Менделеевском и Сармановском районах. Среди тех, кто имеет низкие показатели — Нижнекамский, Заинский, Зеленодольский, Кукморский, Сабинский отделы. Начальники этих подразделений в 2011 году были вынуждены уволиться, так как не только не справлялись с работой, но и системно не выполняли указаний начальства.
В 2011 году приставы взыскали более 400 млн. рублей у злостных алиментщиков
Хамит Шарипов на коллегии назвал основные показатели работы ведомства. Так, в 2011 году на исполнении находилось более 27 тыс. исполнит производств о взыскании задолженности по зарплате на сумму около 550 млн. рублей. Благодаря принятым мерам окончено около 24 тыс. дел на сумму более 400 млн. рублей. Уровень реальных взысканий вырос на 3\%.
Также уделялось внимание злостным алиментщикам. По этому направлению в 2011 году в разработке находилось свыше 44 тыс. исполнительных производств, из них окончено 23, 5 тыс. дел. Неработающие должники направляются приставами в службу занятости, что также является новым видом работы ведомства. По словам Хамита Шарипова, в прошлом году приставы не знали, как удержать деньги за алименты с безработного человека, однако сейчас они забирают их из пособия по безработице. В отношении злостных должников применяются меры уголовного характера. В 2011 году было возбуждено более 1 тыс. уголовных дел. «Никогда мы столько не возбуждали дел», — отметил Хамит Шарипов.
В 2011 году банки выдали более тысячи кредитов заведомо неплатежеспособным гражданам
В 2011 году в пользу кредитных организаций приставы составили около 72 тыс. взысканий на общую сумму более 33 млрд. рублей. Общее количество исполнительных производств выросло в два раза, окончено более 28 тыс. дел. Однако банки по-прежнему выдают кредиты заведомо неплатежеспособным гражданам. В 2011 году таких договоров было заключено 1 223. Так, в Вахитовском отделе на исполнение дело о взыскании в пользу банка «Хоум кредит» двух кредитов от наркомана и от больной алкоголизмом женщины. Оба должника нигде не работают, и имущества у них нет.
Хамит Шарипов:
— Спрашивается, куда смотрит служба безопасности банка. Почему о неплатежеспособности заемщика узнается только, когда сделать ничего нельзя. В таких производствах мы после применения всех мер, новаторских наработок вынуждены отступить и признать свое бессилие, ведь этот долг был изначально безвозвратным.
Татарстан изменит сумму минимальных взысканий судебными приставами
Службу судебных приставов не перестают удивлять и исполнительные документы по незначительным суммам взыскателей, которыми являются госорганы. «Ради возвращения нескольких рублей или копеек запускается механизм исполнительного производства, который стоит государству 450 рублей. Например, Советским отделом судебных приставов взыскивается с гражданина Авилова 1 копейка, отделом Набережных Челнов — 2 копейки, тем же отделом с частного предприятия — 3 копейки», — отметил Хамит Шарипов.
Служба судебных приставов понимает, что это происходит не по воле руководителей организаций, а из-за законов и инструкций. Но сейчас из-за них само государство несет убытки, а приставы занимаются экономически неоправданной работой. На проблему установления минимальной сумма взыскания обратил внимание и Ильдар Халиков. «Насколько я помню, решение этого вопроса есть у налоговой службы. Она определила минимальный размер взыскания», — отметил премьер-министр во время выступления руководителя Управления налоговой службы России по РТ Марата Сафиуллина.
На вопрос Ильдара Халикова он ответил, что сегодня ведомство не применяет взыскания к должникам с задолженностью меньше 1,5 тыс. рублей. Когда в течение трех лет эта сумма суммируется и достигает обозначенного критерия, то ее взыскивают.
Ильдар Халиков:
— Раз у нас уже есть такой опыт, который определен нормативными документами, то можно его распространить и на другие направления. Потому что пусть сумма будет не в три копейки, а в 50 рублей, но все равно тратить почти 450 рублей на их взыскание не стоит. Благо такая практика есть в большинстве стран, и пока мы не инициируем, этого никто не сделает. Давайте занесем в протокол коллегии наше решение по установлению минимальной суммы взыскания, прописанной в необходимых нормативно-правовых документах. Налоговики сумели это сделать, давайте и мы попытаемся.
Хамит Шарипов поблагодарил Ильдара Халикова за инициативу, отметив, что если бы Татарстан смог на уровне республики выступить с такой законодательной инициативой, то для приставов это было бы большим подспорьем в работе.
Также на коллегии Ильдар Халиков обратил внимание на то, что от качества работы судебных приставов зависит доверие населения, предприятий к судебной и государственной системе. «Население сейчас все больше доверяет судам, вам, хотя вы и работаете на фоне серьезных нагрузок и небольшой зарплатой удается поддерживать их веру. В 2011 году хотя и наметилась тенденция снижения объема арестованного имущества, но в целом работа ведомства оценивается положительно. В прошлом году я называл в своем докладе целый ряд приоритетов вашей работы, и они на самом деле были выполнены в 2011 году. Мы видим достаточно хорошую динамику», — отметил Ильдар Халиков.
Фото с портала правительства РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: