Нуриевский фестиваль — это фестиваль исполнителей. Две недели мастерство демонстрировали танцовщики из России, Австрии, Великобритании, Германии, США, Аргентины, Португалии, Белоруссии.
Гала-концерт открылся IV частью Четвертой симфонии Петра Чайковского. Во время звучания музыки, на сцене, изначально расположившись спиной к зрителям, постепенно оживали артисты — все, кто будет задействован в следующих номерах концерта. Двое из них, Мэтью Голдинг (Ковент-Гарден) и Людмила Коновалова (Венская Государственная Опера) станцевали первый номер — классику XX века «Delibes-suite» на музыку Лео Делиба.
Оба отделения концерта состояли из чередующихся фрагментов классического и современного балета. В классический блок вошли: Па д’аксьон из балета «Баядерка» и Гран па из «Дон Кихота» Людвига Минкуса, па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда» Цезаря Пуни, танец басков и па-де-де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, па-де-де из балета «Корсар» Адольфа Адана, «классическое па-де-де» Даниэля Обера и «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Шарля Гуно.
Первое отделение завершилось блестящим исполнением фрагмента балета «Пламя Парижа», зал особенно аплодировал виртуозным вариациям Филиппа (Дениса Матвиенко, Мариинский театр) и вариациям Жанны (Кристина Андреева, театр им. Джалиля). В заключительном номере второго отделения — «Вальпурьгиевой ночи» из «Фауста» еще один танцовщик театра им. Джалиля Коя Окава, исполнявший партию Пана, удостоился бурных оваций. Прекрасно исполнен был дуэт из балета «Лебединое озеро» в хореографии Син Пэн Ванга. Пластичное тело Моники Фотеску-Юта (Дортмунд-балет, Германия), ее «поющие руки», музыкальность и актерская игра Дмитрия Семионова (Земперопер, Дрезден) сделали этот номер одним из самых ярких.
В современный блок вошли пластические композиции и хореографические диалоги. В номере «Come neve al sole» под музыку группы SaltaCello Ракель Буриасси и Александр Джонс (Германия, Штутгарт-Балет) двигались, повторяя мелодическую линию виолончели, реагировали «телом» на инструментальные штрихи: на каскадно спадающем глиссандо «рыбкой» бросались в пол, на дребезжащем звучании тремоло трясли друг друга за плечи.
В концертной программе номер под названием «Temporary conflict» обозначен как «мировая премьера». София Шеллер (Нью-Йорк Сити Балет) и Микола Городиски (Театр Колон, Аргентина) рассказали историю отношений мужчины и женщины в форме близкой классическому па-де-де. В номере «In2» («Вдвоем») продолжили тему взаимоотношений полов Ракель Буриасси и Александр Джонс. Композицию «С.О.Н.», которая впервые была исполнена на творческом вечере Нурлана Канетова (солист театра им. Джалиля) в прошлом году, поставили молодые хореографы Мария и Марсель Нуриевы на музыку Антонио Вивальди и Макса Рихтера.
В «Piano» — па-де-де из балета «Волшебная гора» по роману Томаса Манна на музыку Лепо Шумера действие разворачивалось, в основном, на белом рояле. За Моникой Фотеску-Ютой и Дмитрием Семионовым на экране вначале будто падал снег, но эти снежинки постепенно складывались в немецкие слова и предложения, которые заполнили собой весь задник сцены. Одна из фраз: «Wer den Leib erkennt, erkennt den Tod» («Кто познаёт тело, познает и смерть»). Ломаные классические линии в «Cantata» на музыку группы «Azuro» — это борьба полов с примирением в конце, показанная танцовщиками из Португалии Филипой де Кастро и Карлосом Пиниольсом (Национальный балет Португалии, Лиссабон).
В зрительном зале постоянно присутствовало чувство предвкушения чего-то необычного — а что же будет дальше? Зрители с одинаковым восторгом принимали как классические номера, так и современные. И, как обмолвился театральный критик Сергей Коробков, пора бы Нуриевскому создавать фестиваль-спутник, посвященный современному балету. Казанский зритель к этому готов.
Екатерина Вербицкая
Фото: пресс-служба Театра оперы и балета им. М. Джалиля
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: